Президенту РФ

                                                                             Председателю Правительства РФ

                                                                             Председателю Государственной Думы РФ

                                                                             Депутатам Государственной Думы РФ          

 

            Обращаемся к Вам как участники круглого стола «Вопросы охраны общественной нравственности в Алтайском крае: проблемы и пути их решения» (официальный сайт Алтайского края, http://www.altairegion22.ru/rus/region_news/?news_id=49307, 19.03.2009 г.).

            От имени 1450 жителей нашего края, подписавших обращение в Ваши адреса  от 3 июня  2005г., и 1750 подписантов обращения от 23 ноября 2007г. (news.barnaul-altai.ru/citynews/?id=4081&m=06, http://oodvrs.ru/regions/index.php?id_region=83&id_article=495), просим:

            1) Рассмотреть и принять законопроекты, подготовленные в рамках Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей и защиты их нравственности, особенно «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

            Учитывая огромные сроки  этих действий в предшествующий период, сделать это в сжатые сроки. При наличии в этих документах недостатков, не вносить в них никаких ослабляющих изменений, а конструктивно (в интересах защиты человеческого достоинства, семьи и детства) дорабатывать.

            Во избежание либерализации отношения к эротическим СМИ, ввести дополнительные требования к обороту информационной продукции категории "с 16 лет" (по аналогии с категорией "с 18 лет").

           

            2) Дополнительно к вышеназванным документам законодательно обеспечить не только  защиту здоровья детей, но и нравственности общества в целом, а также государственный и общественный контроль за соблюдением  установленного порядка оборота информации.

            Очевидно, что законодатель никогда не пытался ставить перед собой задачу конкретизации понятий "нравственно - безнравственно", "морально - аморально", однако эти понятия должны использоваться (и используются) в существующем законодательстве и правоприменительной практике.

            Также очевидно, что ответственные федеральные службы не справляются с контролирующими функциями в указанной области. Среди причин этого: наличие у этих служб множества посторонних и более простых задач, отсутствие экспертных советов, состоящих из опытных педагогов и нравственных авторитетов, «дырки» в правовом поле, которые позволяют чиновникам безнаказанно бездействовать, невозможность  влияния со стороны общества, отсутствие мотивации на защиту здоровья детей и нравственности. В связи с важностью вопроса, нужен отдельный орган, назначаемый по тому же паритетному  принципу, как и Центральная избирательная комиссия и Общественная палата. Меры воздействия к нарушителям также лучше оставить за этим независимым органом. В любом случае должен быть прозрачный механизм экспертной оценки и принятия решений.

            Считаем, что решение этих проблем содержится в законопроектах о Высшем совете по защите нравственности (принят Госдумой, одобрен Советом Федерации, отклонен Президентом  Б.Н. Ельциным и 14.01.2009 Госдумой) и об Общественном совете по телевидению (подготовлен руководством Совета Федерации).

            Просим  срочно и конструктивно рассмотреть последний проект (не отметать его в целом, как это было много раз раньше) и включить в принимаемые правовые акты положения отклоненного законопроекта.

            3) Также дополнительно изменить закон РФ «О СМИ» (в части эротики и порнографии, поправки готовятся в Госдуме) и принять законопроект об ограничении оборота продукции эротического и порнографического характера (подготовлен Министерством культуры), при этом:

            - Не ухудшать данные в законопроектах Концепции определения, не перенасыщать их оценочными признаками. Являются уловками сексиндустрии требования того, чтобы  сексуальной продукцией (или СМИ) признавалась только те из них, которые  использует тему секса исключительно в целом, в качестве одной основной идеи.

            - Ограничить в распространении сексуальные изображения (описания), находящиеся вне сексуальных продукции (или СМИ).

            - Ограничить распространение изображения (описания) не только  сексуальных отношений людей и интимных частей человеческого тела (частично или полностью обнаженных), но и связанные с половым влечением изображения (описания) одиночных  действий и поз, а также обнаженных (за исключением интимных частей) тел.  

 

            4) Прямо запретить публичную демонстрацию (хотя бы в рамках рекламы) обнаженных и полуобнаженных образов в неспециализированных общественных местах и общедоступных средствах массовой информации, которая не только препятствует  реализации личности ребенка в интересах общества, в соответствии с убеждениями их родителей и  традициями народов, но и нарушает нормы нравственности, противоречит нравственным и религиозным убеждениям многих людей, на которых оказывается это воздействие.

 

            В художественной, научной или учебной сфере ограничивать распространение изображения обнаженного тела, возможно, нет необходимости. Однако смысл свободы рекламы заключается в обеспечении экономики, предпринимательства, потребителей достоверными  сведениями о товарах и услугах.  В рекламе изображение обнаженного тела не имеет никакого оправдания. Как, например, не имеет оправдания использование в рекламе туалетной бумаги изображения ягодиц  или в рекламе прокладок, тампонов и презервативов - изображения половых органов.

            Такая же позиция содержится:

            -  в решении комиссии  краевого Управления антимонопольной службы края о рекламе нижнего белья на кинотеатре «Россия» (http://www.ufas-altai.ru/news/zoom_10.jsp?id =227&from=10),

            - в публикации Уполномоченного по правам человека в крае в «Алтайской правде» от 22 июня 2006г.(http://www.ap.altairegion.ru/185-06/3.html),

            - в ответных письмах Администрации края, профильного комитета АКСНД, Управления края по образованию и делам молодежи, Администрации Барнаула (о заседании с участием  рекламных агентств «Проспект» и «Продвижение»),

            - в заключениях экспертов кафедры рекламы  и культурологии  Технического Университета, а также факультета социологии АГУ.

 

            Решение этой проблемы очень затруднительно при нынешнем федеральном законодательстве и даже при принятии законов, о которых писалось выше. И вот почему:

            - Решение управления ФАС о запрете такой рекламы отменено арбитражным судом.

            - Это решение суда послужило основанием для отказа УФАС в возбуждения дел о  нарушении закона о рекламе по 34 другим фактам, изложенным в обращении 1750 граждан. Действия УФАС края были обжалованы 1) в рамках личного приема группы заявителей у руководителя управления, 2) в адрес Уполномоченного по правам человека в крае, 3) в ФАС России. Везде был получен отказ. Пример свободно и широко распространяемой ныне рекламы (на кинотеатре «Мир» и улицах  города) приведен в приложении.

            - Ожидаемые законы направлены прежде всего на защиту детей, а не нравственности и взрослых.

            - Эти законы не выделяют (отдельно от художественной, научной, учебной информации) рекламу, которая имеет существенно иное назначение.

            - Эти законы не ставят заслон публичной демонстрации изображения обнаженного или полуобнаженного тела (в случае его неявной сексуальности).

            - Наряду со сложным механизмом оценки сексуальности каждого факта такой рекламы необходим  более простой и четкий критерий.

 

            Современная реклама обычно содержит два типа информации.1) информация о свойствах товаров и услуг, другие многочисленные сведения, достоверность которых гарантируется законом о рекламе, 2) иная информация, достоверность которой не гарантируется законом о рекламе, направленная на информационно-психологическое воздействие. Полуобнаженные и сексуальные образы и выражения  являются лишь одним из примеров этого второго типа. Статусы этих двух типов  рекламной информации должны отличаться друг от друга. Недопустимо принуждать людей к потреблению информации второго типа.

 

            Поэтому просим дополнить статью 5 ФЗ «О рекламы» двумя новыми положениями:

            а) «Распространение  

            -  в теле- и радиопрограммах и теле- и радиопередачах (в том числе путем их прерывания),

            - в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах эротического характера,

            а также

            - без предоставления потребителям рекламы индивидуальных средств ознакомления с ней при кино- и видеообслуживании, на транспортных средствах и в салонах  общественного транспорта,

            - с использованием технических средств территориального размещения,

            - витрин, киосков, лотков, передвижных пунктов торговли, уличных зонтиков

            рекламы,

            содержащей полуобнаженные образы людей,

            образы и выражения, эксплуатирующие интерес к сексу, 

            побуждающие к действиям, способным нанести вред здоровью, нравственному и духовному развитию потребителей рекламы,

            не допускается».

            б) «Реклама, распространяемая

            - в теле- и радиопрограммах и теле- и радиопередачах (в том числе путем их прерывания),

            - в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера,

            а также

            - без предоставления потребителям рекламы индивидуальных средств ознакомления с ней при кино- и видеообслуживании, на транспортных средствах и в салонах  общественного транспорта,

            - с использованием технических средств территориального размещения,

            - витрин, киосков, лотков, передвижных пунктов торговли, уличных зонтиков,     

            может содержать только

            информацию о свойствах и характеристиках объекта рекламирования, а также  другие сведения, перечисленные в части 3 статьи 5 настоящего закона».

            Все абзацы и тире здесь только для удобства. Слово «полуобнаженные» можно заменить на слова «обнаженные (в том числе за исключением интимных частей тела)». Слова «на транспортных средствах и в салонах  общественного транспорта» можно заменить на слова «в транспортных средствах общего пользования».

 

            С уважением,

            Руководители (представители)

            1) Алтайской краевой общественной организации «Общественный родительский комитет»,   

            2) Регионального отделения Общероссийского общественного движения «Всероссийское родительское собрание»,

            3) Общественной организации «Много деток – хорошо»,

            4) Алтайской краевой общественной организации «Краевой Союз за здоровое развитие детей»,

            5) Алтайской  краевой молодежной  общественной организации  «Слово»,

            6) Алтайской региональной общественной организации «Пробуждение»,

            7) Алтайского краевого общественного фонда «Алтай 21 век»,

            8) Видеостудии клуба «Поиск» Барнаульской городской общественной организации  инвалидов «КИМ».

 

            Обращаемся к регионам, общественности, гражданам с просьбой поддержать нас в этих вопросах.

            www.rodkom2005.narod.ru, rodkom2005@narod.ru.

Hosted by uCoz