Общественный родительский комитет  просит  обеспечить  добровольность  участия  в  новой  системе учета.

 

                                                        Президенту РФ

                                                        Председателю Правительства РФ

                                                        Руководству Совета Федерации

                                                        Руководству Госдумы РФ 

                                                        Копия:

                                                        Председателю Синодального отдела РПЦ

                                                        по взаимоотношениям Церкви и общества

 

Уважаемые руководители!

 

         В Общественный родительский комитет постоянно обращаются  родители, которые обеспокоены сообщениями СМИ и работников различных организаций о предстоящем обмене бумажных полисов медстрахования на электронные карты, позволяющие накапливать и использовать конфиденциальную информацию о детях или членах их семей без их согласия. Часть родителей также имеет убеждения, которые не позволяют им участвовать в системах учета, использующих  единые идентификационные номера личности.

 

         Мы разъясняем людям, что согласно закону «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», использование универсальной электронной карты является добровольным волеизъявлением человека. Гражданин имеет право отказаться от получения и использования карты и при этом не будет ограничен в своих правах, в том числе на медицинскую помощь.

         Основным законом, регулирующим эти вопросы, является закон «О персональных данных». Согласно ему человек дает согласие на обработку своих персональных данных своей волей и в своем интересе, за исключением случаев, предусмотренных законами. Таким образом, на наш взгляд, персональные данные граждан, отказавшихся от универсальных электронных карт, должны и  будут исключены из соответствующих информационных систем.

         Кроме того, названные федеральные законы не предусматривают какую-либо обработку идентификационных номеров личности. Единственное исключение – это помещение на электронную карту СНИЛС (идентификационного номера человека в системе обязательного пенсионного страхования).

         Верующим православным гражданам мы дополнительно приводим официальные документы РПЦ. В частности, в Разъяснении Председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества относительно позиции Церкви по вопросу использования новых документов и технологий идентификации граждан говорится, что «Русская Православная Церковь признает право людей не принимать определенных символов и технологий, разделяет серьезные опасения, возникающие в обществе по этому вопросу. Святейший Патриарх Кирилл и уполномоченные представители Церкви регулярно и небезуспешно поднимают данную тему на встречах с должностными лицами, ответственными за принятие решений в этой сфере, и доводят до них озабоченность чад нашей Церкви данными вопросами. При этом Церковь настаивает на исключительной добровольности участия людей в новых формах идентификации личности, что обычно находит понимание со стороны государства».

         Также мы знакомим людей с ответом Министерства связи и массовых коммуникаций, направленном жителям Алтайского края по поручению Администрации Президента РФ, в котором подтверждается, что полноценная жизнь в обществе, осуществление прав и свобод, в том числе прав на социальную помощь, не должны зависеть от того, какую из систем учета выбирает человек. Это принципиально важный тезис, но для реализации такого права выбора необходимо создать эту альтернативу традиционной бумажной системе документирования при оказании государственных и муниципальных услуг населению. Именно такая постановка вопроса, вызванная к жизни новыми возможностями, предоставляемыми современными информационными технологиями, закладывается в основу планов Правительства Российской Федерации, Минкомсвязи России, других ответственных ведомств при построении электронного правительства.

 

         В связи с изложенным, просим разрешить наши сомнения по следующему вопросу.

         16 ноября и 19 ноября с.г. Госдума приняла во втором и третьем чтениях пакет законопроектов по обязательному медицинскому страхованию (№ 385392-5 и № 385394-5).

         Согласно первому из законопроектов (статьям 43-45), в целях реализации прав граждан на бесплатное предоставление медицинской помощи Федеральным фондом и территориальными фондами, Пенсионным фондом и его территориальными органами, страховыми медицинскими организациями, медицинскими организациями и страхователями ведется персонифицированный учет о каждом застрахованном лице, в том числе сбор, обработка, передача и хранение таких сведений, как ФИО, место жительства, данные паспорта, СНИЛС, а также диагноз, виды, условия, объемы оказанной медицинской помощи.  Ведется этот учет в форме единого регистра застрахованных лиц, являющегося совокупностью его центрального и региональных сегментов. Полис обязательного медицинского страхования включается в состав универсальной электронной карты гражданина.

         В варианте первого чтения последнее положение звучало так: полис обязательного медицинского страхования может быть включен в состав универсальной электронной карты гражданина Российской Федерации. То есть слова «может быть включен»  заменены на слово «включается».

         Второй из законопроектов вносит в закон «Об индивидуальной (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (который является единственным законом, предусматривающим сбор, обработку, передачу и хранение СНИЛС), изменения, распространяющие его действие не только на сферу  обязательного пенсионного страхования, но и на сферы государственной социальной помощи (в т.ч. семье и детям), медицинского страхования, то есть практически на все сферы государственной поддержки.

         При рассмотрении законопроектов Правовое управление Госдумы  справедливо заключало, что вносимые изменения не имеют отношения к пенсионному страхованию и не могут рассматриваться в рамках закона «Об индивидуальной (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

         Также Правовое управление Госдумы выражало непонимание, зачем в системе обязательного медицинского страхования вводить персонифицированный учет, декларируя цель «создания условий для осуществления контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования». Ведь в соответствии со статьей 3 законопроекта страховые взносы на обязательное медицинское страхование обладают обезличенным характером и их целевым назначением является обеспечение прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по обязательному медицинскому страхованию.

 

         Обращающиеся в нашу организацию родители, да и вся наша организация, просим разъяснить нам, будет ли являться обязательным для реализации  конституционных прав и обязанностей (в том числе на медицинскую помощь):

         1) несанкционированные человеком сбор, обработка, передача и хранение его конфиденциальных персональных данных (в том числе составляющих медицинскую тайну) во множестве организаций,

         2) использование в персонифицированных системах учета единого  идентификационного номера личности – СНИЛС,

         3) получение и использование универсальной электронной карты.

 

         В случае если принимаемые или уже принятые нормативно-правовые акты, по какому-то недоразумению,  не обеспечивают добровольности  участия в строящейся системе, просим привести их в соответствии с данными обещаниями и Конституцией России.

 

         Также просим создать механизм, гарантирующий исключение из соответствующих информационных систем  персональных данных граждан, отказавшихся от универсальных электронных карт.

        

С уважением,

Председатель АКОО

«Общественный родительский комитет»                                      Синявина О.А.

 

Приложение

 

         Письмо Минкомсвязи России N П13-3997-01 от 02.12.2009 г.

         На обращение граждан РФ

 

         Уважаемые граждане!

         В соответствии с письмом Администрации Президента Российской Федерации от 28.10.2009 г. № А26-16-417351 Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в рамках своей компетенции рассмотрело обращение по использованию информационных технологий и сообщает следующее.

         Минкомсвязь России полностью разделяет высказанное в обращении беспокойство по отношению к вопросам потенциальной возможности:

         - построения общества тотального контроля и управления - диктатуре;

         - непрерывного    контроля    за    поддержанием    жизнедеятельности биообъектов;

         - массового принуждения людей к использованию пластиковых карт, пенсионного номера и автоматизированных систем платежей, накапливающих сведения о многих сторонах жизни людей;

         - нарушению конституционных принципов человека и превращению человека в биороботов путем имплантации идентификационных электронных устройств в тело и мозг человека или нанесение на тело человека каких-либо идентификационных меток;

         -и других подобных, очевидно негативных, проявлений, опасность
которых подробно  описана в коллективном  письме граждан,  обращении Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к Уполномоченному по правам человека и других приложенных к письму материалах.

         Следует со всей ответственностью заявить, что таких задач Минкомсвязь России не имеет в своем Положении, утвержденном Правительством Российской Федерации.

         С другой стороны полностью разделяем высказанные принципы в отношении свободы человека жить в согласии со своими убеждениями, неприкосновенности частной жизни, гарантированности человеку государством прав и свобод, которые определяют смысл и содержание его деятельности.

         Действительно, как отмечено в письме, полноценная жизнь в обществе, осуществление прав и свобод, в том числе прав на социальную помощь, не должны зависеть от того, какую из систем учета выбирает человек.

         Это принципиально важный тезис, но для реализации такого права выбора необходимо создать эту альтернативу традиционной бумажной системе документирования при оказании государственных и муниципальных услуг населению. Целью при этом должно являться снижение очередей в присутственных местах и связанных с ними коррупционных проявлений. Именно такая постановка вопроса, вызванная к жизни новыми возможностями, предоставляемыми современными информационными технологиями, закладывается в основу планов Правительства Российской Федерации, Минкомсвязи России, других ответственных ведомств при построении электронного правительства.

         Причем по данной проблеме имеется позиция Московской Патриархии,
которая в лице Патриарха Московского и всея Руси Алексия отметила в
письме от 13 марта 2006 года первому заместителю мэра Москвы Л.И.
Шевцовой следующее: «В марте 2000 года Священный Синод Русской
Православной Церкви в специальном заявлении еще раз разъяснил, что «не
следует бояться внешних символов и знаков» и что «никакой внешний знак
не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием
сознательной      измены       Христу       и       поруганию веры»»

(www.patriarchia.ru/db/text/95041 .html).

         Что касается возможности записи биометрических персональных данных на чип социальной карты, то согласно статье 11 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» сведения, которые характеризуют физиологические особенности человека и на основе которых можно установить его личность (биометрические персональные данные), не могут обрабатываться без согласия в письменной форме субъекта персональных данных.

         Информируем Вас, что в настоящее время распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 632-р одобрена Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года (далее - Концепция), в котором дано основополагающее определение.

         Под электронным правительством понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого    применения    информационно-коммуникационных    технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.

         Полагаем, что реализация этой Концепции будет способствовать решению вопросов, поставленных, в том числе и в Вашем обращении.

         Минкомсвязь России благодарит Вас за внимание, проявленное к проблематике построения в Российской Федерации информационного общества.

        

         Директор Департамента государственной политики в области информатизации и информационных технологий А.В. Ермолаев

 

 

Hosted by uCoz