"Школа учит
одному, семья же – совсем другому. Или школа
заставит мальчика отказаться от Бога, или семья делает из него святошу. В наше
время середины быть не может. А пока будет идти спор, два жернова могут
перемолоть, перекалечить жизнь ребенку. Пусть родители веруют, как хотят и во
что хотят, но не портят мальчику будущего. Его будущее принадлежит не только
им. Волей или неволей они становятся преступниками перед обществом"
Пособие
"Права человека", рекомендовано
для обучения замминистра образования и науки И.И. Калиной (см.
Приложение)
Президенту Российской Федерации Медведеву
Д. А.
Открытое обращение общественных организаций
(участников круглого стола «Вопросы охраны
общественной нравственности в Алтайском крае: проблемы и пути их решения")
по вопросам духовно-нравственного просвещения
подрастающего поколения
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
21 ноября
В частности, в этом обращении
говорилось: «Наилучшим способом присутствия духовно-нравственного предмета (по
изучению религиозной культуры или нерелигиозной этики) в школе является его
включение в основную сетку часов, с возможностью выбора учащимися
альтернативной дисциплины». «Преподавать ребенку сразу несколько основных культур, завязанных на основные
религии нашей страны, нельзя, иначе в голове у него все смешается. Вначале ребенок должен изучать то направление,
которое является основным в его семье. И только спустя какое-то время, поняв
свою традицию, он сможет понять и другие (в рамках курсов обществоведения и
истории)».
В ответах Комитета Совета Федерации по
науке, образованию, здравоохранению и экологии и Минобрнауки России содержались обещания того,
что изменение структуры образовательного стандарта «не будет препятствовать
изучению в школе тех дисциплин, которые входили в региональный и школьный
компоненты», «не затронет сложившиеся системы воспитания, которые основаны на
духовно-нравственных ценностях» (см. Приложение).
21 июля
Однако, вопреки Вашему решению и названным обещаниям, руководство
Минобрнауки планирует
- проводить преподавание избранной
учащимися и их родителями конкретной религиозной культуры (сводного
конфессионального предмета или светской этики) в течение ничтожно малого
учебного времени – 12 часов в 4м и 8 часов в 5м
классе, при этом о пятом классе реально можно будет вести речь очень
нескоро – только после принятия стандарта второй ступени школьного образования,
- свести это преподавание к
содержательно выхолощенному, поверхностному информированию по вопросам,
не имеющим прямого отношения к предмету,
так детей будут информировать о неких «героях», о «соотечественниках, явивших
лучшие примеры социально значимого поведения», о «нравственном героическом
ряде», о «примерах коллективного и индивидуального подвига» и т.д.,
- в течение 10 часов принуждать
школьников (включая избравших светскую, то есть нерелигиозную этику) изучать
вперемешку все религиозные культуры, вошедшие в комплексный учебный курс, в псевдонаучной интерпретации
идеологически предвзятых чиновников,
- ввести изучение «основ мировых религиозных
культур» вместо истории традиционных российских конфессий, идеологии «светского
гуманизма» вместо нерелигиозной этики, что не будет способствовать
нравственному воспитанию детей,
- привлекать к этому не
квалифицированных учителей, имеющих
соответствующий опыт преподавания, а наскоро ознакомленных с содержанием
всех альтернативных предметов «многостаночников», от которых не
требуется положительное отношение к преподаваемому предмету,
- ликвидировать урочную (в первой половине
учебного дня) часть основной образовательной программы, формируемую участниками
образовательного процесса, ставя вне закона существующую практику преподавания
православной культуры в школах.
Об этом, например, свидетельствуют проекты
нормативных документов и заявления
Минобрнауки, а также экспертные заключения специалистов (см. Приложение).
Для нас очевидно, что
становление личности школьника из
первоклашки в гражданина, ответственного за судьбу своей Родины, проходит на
протяжении всего школьного периода, соответственно и введение
культурологического предмета духовно-нравственного содержания и направленности
должно быть с 1 по 11 класс, только в этом случае можно надеяться на
положительные результаты;
духовно-нравственное воспитание
подрастающего поколения должно проходить в тех традициях и культуре, которые
выберут родители ребенка в соответствии со своим мировоззрением, семейным
укладом, преемственностью рода.
Государство должно помочь родителям в
заботе о детях, а не мешать им. Недопустимо умалять преимущественное право
родителей на воспитание своих детей, навязывать детям то, что может
противоречить представлениям родителей: неродную религиозную культуру, вульгарно-секуляристкое
религиоведение, подробности об интимной жизни и пр. Недопустимо вмешательство
(за чрезвычайно редким исключением) во внутреннюю жизнь семьи.
Просим Вас дать указания закрепить
нормативно
1) изучение в школе религиозной
культуры или нерелигиозной этики (по выбору семьи школьника) в объеме 2 часов в
неделю с 1 по 11 класс в урочной форме (в
той половине учебного дня, когда
идут остальные уроки),
2) гарантии соблюдения прав учащихся и
их родителей на такое образование, которое бы соответствовало бы их убеждениям,
для чего, в частности, содержание избранного семьей культурологического предмета должно полностью соответствовать его
названию и согласовываться (наряду с преподавательским составом) с
соответствующей религиозной (или иной в случае этики) организацией,
3) направленность сводного
конфессионального предмета на традиционные духовно-нравственные ценности
российского народа и учет в этом предмете образовательных запросов семей, религиозная культура которых не будет изучаться отдельно.
Также просим Вас
4) обеспечить соблюдение руководителями
Минобрнауки нейтральности, исключающей влияние их личных идеологических
интересов и сомнение в объективном
исполнении ими своих должностных
обязанностей,
5) рассмотреть наше обращение с помощью
Ваших подчиненных, не ограничиваясь перенаправлением обращения в Минобрнауки.
Приложение: на