Президенту РФ Медведеву Д.А.

Губернатору Алтайского края Карлину А.Б.

 

«О системе раннего выявления неблагополучия»

Обращение участников круглого стола

«Ювенальная юстиция – угроза семье, обществу и  государству»

(г. Барнаул, 19 декабря 2010г.)

 

         По сообщениям СМИ,  в России и Алтайском крае начал свою работу единый телефон доверия для детей. В Барнауле прошли семинары для специалистов муниципальных органов по обучению межведомственному взаимодействию в выявлении семейного неблагополучия, работе мобильных бригад и кураторов семей. В этом году планировалось охватить более 10 муниципалитетов края. Сообщается, что наш регион является одной из немногих в стране экспериментальных площадок по этим вопросам.

         Считаем своим долгом донести до родителей информацию о некоторых, имеющих отношение к этим событиям, нормативных актах: целевой программе «Раннее выявление социального неблагополучия и работа с семьями группы риска в Алтайском крае «Свет в родном окне» на 2009-2011 годы» (утвержденной по­становлением администрации края от 20.07.09), «Методических рекомендациях для специалистов органов и учреждений системы профилактики безнад­зорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросу защиты детей от жестокого обращения» (утвержденных комиссией по делам несовершеннолетних Алтайского края 23.06.2010), ответных письмах краевых управления по социальной защите населения и комиссии по делам несовершеннолетних, др. Их краткий пересказ приведен в Приложении.

         Этими актами создается система раннего выявления всех отклонений (в их начальной стадии) семейной жизни и взаимоотношений с детьми от неких норм благополучия, дальнейшей коррекции этих отклонений и приведения образа жизни членов семей в соответствие с этими нормами (далее – Система).

         В связи с тем, что данные документы относятся ко всем без исключения людям, мы считаем, что их (а также все другие  нормативные акты в области защиты детей) необходимо опубликовать в полном объеме и вынести на открытую дискуссию с участием родительской и педагогической общественности.

 

         Со своей стороны мы солидарны с позицией  ниженазванных лиц и организаций относительно  нововведений в сфере защиты несовершеннолетних. Так Всемирный Русский Народный Собор констатировал, что уровень опасности для детей в семье (пусть даже неполной или проблемной) сегодня значительно ниже, чем в любом другом пространстве жизни детей. Право родителей определять, каким должно быть воспитание их детей, гарантировано Конституцией и российскими законами. Отход от этих правовых норм, дающий возможность грубо вмешиваться в воспитательный процесс, создание дополнительных предпосылок, на основании которых можно разлучать родителей и детей, не имеет никаких нравственных оправданий и является шагом к разрушению  семьи.  Особого внимания заслуживает вопрос о возможности изъятия детей из семьи по причине «материальных трудностей» и «низкого уровня развития». В подобной ситуации ребенка могут разлучить с родителями по причине бедности последних, что однозначно должно квалифицироваться как проявление дискриминации по социальному признаку. Усиление зависимости граждан от произвола в сфере родительских отношений и обязанностей  чревато трагическими  последствиями,  масштаб которых на сегодняшний день общество еще не представляет себе в полной мере. Эти  опасения тем более основательны на фоне множества неопределенных обтекаемых терминов, позволяющих органам опеки и попечительства, прокурорам и судам злоупотреблять предоставленными им полномочиями.

         Согласно заключению д.ю., профессора академии госслужбы при Президенте России И.В.Понкина (на проект представленного в  Общественной палате федерального закона, которым «узаконивается» новая «система сопровождения семьи») вводимые правовые нормы и механизмы  являются неправомерными с точки зрения Конституции России и международного права. Фактически создается инструмент бесконтрольного и безнаказанного произвольного вторжения во внутренние дела российских семей, бесконечного их третирования посторонними лицами, апеллирующими к произвольным и субъективистким трактовкам ситуации.

         Директор Института демографических исследований И.И.Белобородов считает, что причины насилия в семье известны. Это алкоголизм, наркомания, шквал насилия на телеэкранах. Мы говорим о плохом материальном обеспечении детей в семьях, а в школах кормим их на 20 рублей. Пока государство не решит эти проблемы, оно не имеет права вторгаться в жизнь семьи.

         По мнению гл. консультанта Правового управления Аппарата Совета Федерации О.В. Летковой, под «жестоким обращением» в вводимой системе понимается не истязание детей и другие преступления против личности, ответственность за которые уже предусмотрена в Уголовном кодексе. Речь идет о запрете любых домашних наказаний.

         Разработчики Системы особенно и не скрывают этого. В статье «Изоляция от родителей - крайний вариант» газеты  «Вечерний Барнаул» от 28 августа № 128,  прямо говорится о том, что физически наказать ребенка, поставить его в угол,  «все, от чего ребенок начинает плакать» - это жестоко, подлежит уголовному преследованию и требует профессионального исправления.

         О том,  что создаваемая система подрывает презумпцию невиновности и презумпцию добропорядочности, являющиеся одними из основных принципов уголовного и гражданского права, пишут в своих работах  детские психологи И.Я. Медведева и Т.Л. Шишова. У всех народов во все времена предполагалось, что родители плохого своим детям не пожелают. А подозрения в умышленном причинении вреда выдвигались против родителей в самую последнюю очередь и только при наличии неоспоримых доказательств. Такого юридического термина нет, но в каком-то высшем смысле в основе семейного законодательства всегда лежала презумпция родительской любви, а не презумпция виновности родителей.

         Воспитание по своей природе очень консервативно, поскольку принципиальные новации в этой сфере слишком рискованны. На протяжении тысячелетий любящие родители не могли обойтись без такой воспитательной меры как наказание (в том числе физическое в случаях, когда не действуют слова). Ведь когда все меры словесного убеждения исчерпаны, наказание является единственным способом включить разум, простимулировать вторую сигнальную систему (по академику И.П. Павлову), вызвать охранительное торможение подкорки. В этой связи вышеназванные авторы делают вывод о том, что борьба с якобы «жестоким» отношением к ребенку  ведет к беспрепятственному растормаживанию подкорки и, в конечном счете, к погибельному (нередко в прямом смысле слова) расчеловечиванию.

         Уполномоченный по права человека в РФ В.П.Лукин обращает внимание на то, что в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конституции Российской Федерации и других правовых актах установлен порядок, при котором частная жизнь неприкосновенна и защищена от внимания и влияния внешнего мира. По его мнению, сбор персональных данных о детях и их семьях (в данном случае в рамках так называемого «Паспорта здоровья школьника») должен быть строго добровольным.

 

         Построение вышеописанной системы защиты несовершеннолетних может привести к тому, что родители будут являться нанятыми работниками для воспитания их же детей. А всевозможным «специалистам по детям» будет виднее, как надо кормить, одевать, лечить, обучать,  наконец, просто воспитывать наших детей. Смысл  их работы  будет заключаться  в том,  чтобы указывать родителям (шантажируя лишением  детей и уголовным преследованием). Такое изменение подхода к семье и воспитанию детей является революционным.

         В ответ на эту угрозу  в стране создан Объединенный общественный комитет по защите семьи, детства и нравственности, проведены два Общественных слушания, снимаются фильмы, издаются книги, наполняются информацией по теме многочисленные периодические издания и сайты в сети Интернет, во многих городах проводятся «Всероссийские родительские стояния», акции «Миллион писем Президенту» и «Миллион листовок», работают «горячие линии» для сообщения обо всех беззаконных действиях по отношению к семье. 13 марта 2010 года в Барнауле  состоялся пикет родителей, собравший 330 подписей. 21 марта 2010 года в Москве прошел пятитысячный митинг. 22 апреля 2010 года с заявлением по вопросам защиты прав семьи и ребенка выступил президиум Межрелигиозного совета России. 26 мая 2010 года XIV Всемирным Русским Народным Собором была принята резолюция «Опыт духовно-нравственной традиции – альтернатива тотальному контролю над семьей». 

         Призываем всех неравнодушных родителей проявить бдительность и солидарность.                                                                                                                 

 

Приложение:  краткий пересказ нормативных актов.

         Приложение

 

Краткий пересказ нормативных актов

 

         Под неблагополучием в строящейся Системе понимаются «трудная жизненная ситуация», «социально опасное положение», которые включают в себя «конфликты», «одиночество», «не исполнение родителями обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей», «отрицательное влияние родителей на поведение детей», «жестокое обращение с несовершеннолетними» и «тому подобное» (то есть список является открытым). 

         Жестоким обращением считается любое действие или бездействие родителей, ведущее к причинению (или возникновению высокой вероятности причине­ния) серьезного вреда детям. Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психологическое насилие, пренебрежение основными потребностями и нуж­дами ребенка. Насилием называют любую форму взаимоотношений, направленную на установление или удержание контроля силой над другим человеком. Физическое насилие – это действия (бездействие) со стороны родителей, в результате которых здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения: нанесение ребенку физических травм и телесных повреждений, избиения, удары (в том числе с использованием раз­личных предметов в качестве орудия насилия), пощечины и др. Психологическое (эмоциональное) насилие включает в себя  обвинения в адрес ребенка (брань, крики), принижение его успехов, унижение его достоинства, осмеяние, обман ребенка, отвержение ребенка, длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со сто­роны родителей, принуждение к одиночеству, ограничение его ак­тивности, совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или дру­гим детям. Пренебрежение потребностями и нуждами ребенка - невнимание к основ­ным нуждам ребенка в пище, одежде, потребностям в образовании и развитии, медицинской помощи (ребенок не расчесан, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи и пр.).

         Заподозрить детское неблагополучие можно, если у ребенка имеются раны и синяки (разные по времени возникновения, в разных частях тела, непонятного происхождения, имеют форму пряжки ремня, ладони, пру­та и пр.), родители поздно обращаются за медицинской помощью или инициатором об­ращения являются другие люди, родители дают противоречивые, путаные объяснения случившемуся,  обвиняют ребенка в нанесении самоповреждений, не оказывают ребенку поддержки при медицинском осмотре, отсутствует обеспокоенность за здоровье ребенка или напротив демонстри­руется преувеличенная забота (псевдолюбовь), у ребенка задержка развития, роста, отклонения в поведении, нарушение сна, он может становиться агрессивным, импульсивным, взрывчатым, тревожным (когда плачут другие дети), необычайно стеснительным, нелюбопытным, уступчивым, податливым, печальным, беспомощным, заторможенным, апатичным, может уставать, из­бегать сверстников, бояться взрослых и играть только с маленькими детьми, а не с ровесниками, бояться физического контакта, темноты, людей, их гнева, сосать пальцы, вырыва­ть волосы, чувствовать себя ненужным, плохим, глупым, никчемным, потерять смысл, цель в жизни (у подростков) и пр.

         Выделяют явные признаки неблагополучия – это, например, следы побоев, другого физического воздействия, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных пред­метов, соответствующих возрастным потребностям детей, пьяные драки в присутствии ребенка и др.

         Дается понятие непосредственной угрозы жизни и здоровью ребенка: если ребенок, имеющий серьезные соматические или психические рас­стройства, нуждающийся в получении медицинской помощи, не получает ее, если ребенок нуждается в неотложной медицинской помощи (имеет повре­ждения или обострения заболевания), если он находится без надлежащего ухода, в течение длительного време­ни остается голодным, находит­ся дома без надзора взрослых,  находится на улице без взрослых в услови­ях, опасных для его жизни и здоровья или с угрозой высокого риска несчаст­ного случая (например, в холодное время, рядом с водоемами, городским транспортом), если  не вызывает сомнения возможность наступления для ребенка то или иного вреда здоровью  в силу самых раз­нообразных причин  и пр.

 

         В стране и регионе внедряется механизм межведомственного взаимодействия по раннему выявлению всех фактов неблагополучия, максимальной вовлеченности в этот процесс медицинских работников, работников учреждений образования, социальной защиты, представителей гражданского общества.

         Проводится регулярное обучение детей пра­вам ре­бён­ка (массовые акции с участием детей, распространение буклетов, брошюр и плакатов). Молодые журналисты реализуют проект «Ремень - не метод воспитания», конкурсы «Последствия физических наказаний», «Родительское раскаяние». Взрослые журналисты  информируют о случаях насилия над детьми и воспитывают нетерпимое отношение общества к подобным ситуациям.

         Основным структурным элементом приема и передачи сигнала о раннем неблагополучии ребенка является круглосуточный, единый и бесплатный "телефон доверия". Проводится обучение консультантов  телефона  доверия  специфике работы  с детьми, приему и передаче сигнала о неблагополучии ребенка. Организуется повсеместное информирование  детей  об  этом  телефоне через школы, социальную рекламу и пр.

         Сигналы о дет­ском неблагополучии (звонки граждан, сообщения родственников, соседей, председателей домовых, уличных комитетов, орга­нов территориального самоуправления и т.д.) поступают в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, в отделение по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, в образовательные учреждения, в поликлинику по месту жительства ребенка, в прокуратуру, в судебные органы.

         Сотрудники медицинских, образовательных, социозащитных учреждений при выполнении основных служебных обязанностей, а также при проведении рейдов, акций, операций, посещений на дому обязаны распознавать  признаки детского и семейного неблагополучия.

         Не  всегда эти признаки очевидны и часто лишь внимательное об­щение с ребенком и его семьей может выявить нарушение  прав  детей  родителями.

         В случае выявления явных признаков учреждения немедленно направляют информацию в правоохранительные органы, комиссии по делам не­совершеннолетних, органы опеки и попечительства, которые  направляют по указанному адресу мобильную рабочую группу для проверки сигнала и определения степени риска пребывания ребенка в семье, про­водят обследование условий жизни и воспитания ребенка.

         Если факты негативного обращения с ребенком подтверждаются, готовятся материалы в суд о лишении или об ограничении  родительских прав, составляется административный протокол по статье 5.35 КоАП  РФ (неисполнение родительских обязанностей). Одновременно семья ставится на учет в соци­альной службе и включается в реабилитационные программы. За ней закрепляется куратор, задачами которого является установление доверительного контакта с семьей, диагностика проблемных зон, мотивирование членов семьи на изменение и координирование выполнения мероприятий. Родители подписывают план безопасности для ребенка - перечень конкретных действий с указанием сро­ков, ответственных лиц и контроля за исполнением. При невыполнении плана ребенок должен быть отобран из семьи и помещен в безопасные условия.

         В ближайшем будущем ставится задача широко привлекать к выявлению, обследованию и кураторству негосударственные организации, что позволит не только более качественно изучить внутрисемейную ситуацию, но и изменять ее в нужном направлении.

         При отсутствии в доме предметов, необ­ходимых для обеспечения должного ухода за детьми, даже если ранее родители не привлекались к административ­ной ответственности по указанной статье,  правоохранителями решается  вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении родителей.

         Если жизни и здоровью ребенка непосредственно угрожает опасность (что под этим понимается  см. выше), он  немедленно отбирается из семьи (при необходимости - с участием  правоохранительных органов).

         При поступлении устных или письменных обращений, содержащих признаки детского  неблагополучия, проводится обследование условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи. В ходе обследования используются такие формы получения сведений, как беседа с ребенком, его родителями и другими членами семьи, опрос лиц, располагающих данными о взаимоотношениях родителей с ребенком, их поведении в быту, наблюдение, изучение документов, учебных и творческих работ ребенка и другие.

         По результатам обследования составляется акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи (на пяти страницах), содержащий подробные сведения о состоянии здоровья, внешнем  виде, социальной адаптации, воспитании и образовании, обеспечении безопасности, удовлетворении эмоциональных потребностей ребенка, а также о родителях ребенка (работа и доход, регистрация брака, участие  в  воспитании  и содержании  ребенка и пр.), лицах, проживающих совместно с ребенком, об иных родственниках ребенка, об отношениях между членами семьи, социальных связях ребенка и его семьи, жилищно-бытовых и имущественных условиях, структуре  доходов  семьи, имуществе и имущественных правах ребенка, достаточности  доходов семьи  для  обеспечения  основных  потребностей ребенка, результатах беседы  с  ребенком  о  его  отношении  и  привязанности  к каждому из родителей и другим членам семьи, результатах опроса  лиц, располагающих данными о взаимоотношениях родителей с ребенком, их поведении в быту и т.д.

Hosted by uCoz