Уважаемые родители, руководители и члены родительских, религиозных и иных общественных организаций!

 

         Госдумой практически единогласно принят в двух чтениях и предложен к заключительному чтению законопроект «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

         Этот долгожданный и поддерживаемый нами в целом закон имеет существенные недостатки, в большинстве своем внесенные на последнем этапе.

 

         Приведем несколько примеров, касающихся порнографии (которая относится законопроектом к запрещенной детям до 18 лет) и иной сексуальной информации (которая в случае неоскорбительности разрешается законопроектом детям после 16 лет).

 

         - Согласно статье 11 законопроекта оборот порнографии допускается  даже в  доступных для детей местах, лишь бы применялись средства защиты детей. Тем самым нарушаются Международная конвенция о полном пресечении производства, хранения и обращения порнографических предметов и  ныне действующий в России с дореволюционного и советского периода  полный запрет на порнографию.

         - Изменено понятие порнографии. Согласно, например, учебнику «Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть» (под ред. А.И. Рарога), порнография – это  натуралистическое изображение «интимных сторон жизни человека, связанных с удовлетворением сексуальных потребностей». То есть  изображение половых органов и полового акта – признак не эротики, а порнографии. Такая позиция была закреплена во всех опубликованных вариантах законопроектов, подготовленных в рамках "Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности", в том числе в принятом в первом чтении законе. В нынешнем варианте порнографией называется только натуралистическое изображение половых органов и полового сношения (статья 2).

         - Измененная  во втором чтении статья 5 законопроекта разрешает распространение среди детей любого возраста информации сексуального характера, если это изображение не действий, а, например, интимных частей тела (и даже половых органов, см. предыдущий абзац).

         - Ликвидируется предусмотренная в первом чтении обязанность обладателя сексуальной или иной информации, распространение которой ограничивается среди детей, обеспечить установленный законом доступ к такой информации (часть 7 статьи 5 первоначального законопроекта). Сейчас обладатель такой информации будет обязан лишь размещать знак о возрастной категории или сообщение об ограничении ее распространения. При этом радиопередачи и транслируемые в прямом эфире телепрограммы вообще выводятся из-под ограничений закона (часть 3 статьи 11 и др.).

         - В соответствии с частью 4 статьи 6, частью 3 статьи 15 к продукции, используемой в образовательном процессе, предъявляются такие же требования, как и любой другой, то есть образовательная продукция должна лишь соответствовать возрасту ребенка, что означает, например, разрешение на распространение в  школах  сексуальной и другой информации категории "с 16 лет".

         - В законопроекте не содержится запрета на распространение вредоносной информации одновременно со знаком информационной продукции. Наиболее явно это относится к сети "Интернет". Согласно части 4 статьи 12 знак или предупреждение размещаются в верхней части каждой страницы сайта. То есть на одной странице может быть размещена сама информация, причиняющая вред здоровью и  развитию детей, и предупреждение об ее опасности.

         - Согласно статье 1 действие закона не распространяется на рекламу, на  информационную продукцию, которая содержит не только вредоносную информацию, но и отдельные элементы научной (научно-технической) информации или «имеет  значительную историческую, художественную или иную культурную ценность».

         Также мы считаем, что необходимо запретить публичную демонстрацию рекламы, содержащей полуобнаженные образы людей (в нижнем белье и пр.) в неспециализированных общественных местах и общедоступных средствах массовой информации. Такое действие не только препятствует  реализации личности ребенка в интересах общества, в соответствии с убеждениями их родителей и  традициями народов, но и нарушает нормы нравственности, противоречит нравственным и религиозным убеждениям многих людей, на которых оказывается это воздействие. Смысл свободы рекламы заключается в обеспечении экономики, предпринимательства, потребителей достоверными  сведениями о товарах и услугах.  В рекламе изображение полуобнаженного тела не имеет никакого оправдания. Как, например, не имеет оправдания использование в рекламе туалетной бумаги изображения ягодиц  или в рекламе прокладок, тампонов и презервативов - изображения половых органов.

         Современная реклама обычно содержит два типа информации.1) информация о свойствах товаров и услуг, другие многочисленные сведения, достоверность которых гарантируется законом о рекламе, 2) иная информация, достоверность которой не гарантируется законом о рекламе, направленная на информационно-психологическое воздействие. Полуобнаженные и сексуальные образы и выражения  являются лишь одним из примеров этого второго типа. Статусы этих двух типов  рекламной информации должны отличаться друг от друга. Недопустимо принуждать  людей (особенно несовершеннолетних) к потреблению информации второго типа.

 

         Получается, что новый закон не ужесточит, а либерализует оборот сексуальной  и иной вредоносной для детей продукции. Частично ситуацию можно исправить «точечными» поправками в законопроект. Некоторые другие недостатки ликвидируются скорейшим принятием: законопроекта «Об ограничении оборота продукции сексуального характера» (переделанного нами проекта закона «Об ограничении оборота продукции эротического и порнографического характера»); смежного законопроекта  "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с нашими предложениями в части рекламы); внесенного в ГД 27.01.2009 законопроекта N 155148-5, который справедливо запрещает распространение в ходе образовательного процесса в образовательном учреждении среди обучающихся и воспитанников учебных материалов, содержащих любую информацию, причиняющую вред здоровью и развитию детей.

 

         Жители и общественность Алтайского края многократно обращались к властьимущим по этим вопросам. См., напр., обращения  1450 граждан от 3 июня  2005г., 1750 граждан от 23 ноября 2007г.

(news.barnaul-altai.ru/citynews/?id=4081&m=06,

http://venec-vl.ru/родители-за-нравствен-ность, http://oodvrs.ru/regions/index.php?id_region=83&id_article=495), предложения  общественных организаций – участников круглого стола «Вопросы охраны общественной нравственности в Алтайском крае: проблемы и пути их решения» (официальный сайт Алтайского края, http://www.altairegion22.ru/rus/region_news/?news_id=49307, 19.03.2009 г., www.rodkom2005.narod.ru/kolobr.htm), открытое обращение к депутатам Госдумы (www.rodkom2005.narod.ru\zak.htm) и др.

         С идентичным этому тексту обращением мы обратились сегодня к руководству Госдумы, его комитетов и фракций.

         От Вашего голоса тоже зависит дальнейшая судьба этих важных законов.

        

         Примечание: целиком вышеназванные обращения, законопроекты  и наши поправки к ним опубликованы в Интернете, в том числе  на нашей странице www.rodkom2005.narod.ru.

         Приложение: см. ниже.

         01 сентября 2010 г.

 

         С уважением,

Председатель Алтайской краевой общественной организации

«Общественный родительский комитет»                                 О. А. Синявина

        

 

         Приложение 1.

 

         Поправки в законопроект «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (к варианту третьего чтения):

 

         1) часть 2 статьи 1 изложить следующим образом:

         «2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения в сфере: 1) оборота научной, научно-технической и статистической информационной продукции;…3) оборота информационной продукции, относящейся к общепринятым культурным ценностям (другой вариант – относящейся к объектам культурного наследия); …5)  распространения информации в ходе образовательного процесса в образовательных учреждениях для несовершеннолетних обучающихся, воспитанников.»

 

         2) пункт 9 статьи 2 изложить следующим образом:

         «9)   информация порнографического характера - информация, не предназначенная для использования в научных, медицинских целях, в образовательном процессе и представляемая в виде изображения или описания половых органов человека  и (или) полового сношения  либо сопоставимого с половым сношением действия сексуального характера, в том числе такого действия, совершаемого в отношении животного;»

 

         3) пункт 3 части 3 статьи 5 изложить следующим образом:

         «3. К информации, распространение которой ограничено для детей определенных возрастных категорий, относится информация: 3) представляемая в виде изображения или описания человеческого тела (частей тела) и (или) действий, связанного с возбуждением, проявлением или удовлетворением полового влечения;»

 

         4) часть 1 статьи 11 изложить следующим образом:

         «1. Оборот информационной продукции, содержащей информацию, оборот которой запрещен в соответствии с частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, в местах, доступных для детей, не допускается без применения административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты детей от указанной информации. Оборот информационной продукции, содержащей информацию порнографического характера, запрещен.»

 

         5) добавить в законопроект новую часть статьи 13:

         «Информационная продукция для детей определенных возрастных категорий распространяется посредством теле- и радиовещания при условии сопровождения ее сообщением об ограничении ее распространения в начале трансляции информационной продукции и после каждого прерывания рекламой в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.»

 

         6) внести в законопроект новую часть статьи 12:

         «При размещении знака информационной продукции и  сообщения об ограничении ее распространения не допускается использование информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей.»

 

         7) часть 5 статьи 12 изложить следующим образом:

         «5. Знак информационной продукции и текстовое предупреждение об ограничении ее распространения размером  не менее чем пять процентов площади видимой части веб-страницы (электронной страницы) сайта в сети "Интернет", экрана мобильного радиотелефонного устройства сети подвижной радиотелефонной связи размещаются в верхней части страницы (экрана) до предоставления доступа к указанной информационной продукции.  Предоставление доступа к  информации, причиняющей вред  здоровью и (или) развитию детей, может осуществляться с согласия получателя информации, при условии применения организационных и технических мер по защите от случайного доступа к этой информации.»

 

         8) исключить часть 4 статьи 6, пункт 1 части 3 статьи 11, части 2 и 3 статьи 15, пункт 1 части 1 статьи 20, относящиеся к продукции, используемой в ходе образовательного процесса в образовательных учреждениях для несовершеннолетних.

 

         Приложение 2.

 

         Поправки в законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"» (в части рекламы, к варианту второго чтения):

 

         1) дополнить часть 6 статьи 5 закона "О рекламе" следующими словами:

         «Распространение в теле- и радиопрограммах и теле- и радиопередачах (в том числе путем их прерывания), в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах эротического характера, а также без предоставления потребителям рекламы индивидуальных средств ознакомления с ней при кино- и видеообслуживании, на транспортных средствах и в салонах  общественного транспорта, с использованием технических средств территориального размещения, витрин, киосков, лотков, передвижных пунктов торговли, уличных зонтиков рекламы, содержащей полуобнаженные образы людей, образы и выражения, эксплуатирующие интерес к сексу, побуждающие к действиям, способным нанести вред здоровью, нравственному и духовному развитию потребителей рекламы, а также информацию, причиняющую вред здоровью и развитию детей, не допускается.»

        

         2) дополнить  статью 5 закона "О рекламе" частью следующего содержания:

         «12. Реклама, распространяемая в теле- и радиопрограммах и теле- и радиопередачах (в том числе путем их прерывания), в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, а также без предоставления потребителям рекламы индивидуальных средств ознакомления с ней при кино- и видеообслуживании, на транспортных средствах и в салонах  общественного транспорта, с использованием технических средств территориального размещения, витрин, киосков, лотков, передвижных пунктов торговли, уличных зонтиков,         может содержать только информацию о свойствах и характеристиках объекта рекламирования, а также  другие сведения, перечисленные в части 3 статьи 5 настоящего закона.»

 

         Приложение 3.

 

         Проект федерального закона «Об ограничении оборота продукции сексуального характера» (в редакции, учитывающей предложения общественности)

         Опубликован: http://www.ruskline.ru/analitika/2010/05/14/nash_variant_zakona_ob_erotike_i_pornografii, www.rodkom2005.narod.ru\por.htm и др.

 

Приложение 4.

 

         Законопроект N 155148-5 (внесенный депутатами О.В. Морозовым, Е.Б. Мизулиной, Н.В. Герасимовой, А.К. Исаевым, Г.П. Ивлиевым, В.А. Васильевым, В.Н. Плигиным, О.Г. Борзовой, Т.В. Яковлевой)

 

         Статья 1. Дополнить статью 9 закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" пунктом 5 следующего содержания:

         "5. В ходе образовательного процесса в образовательном учреждении не допускается распространение среди обучающихся и воспитанников образовательных учреждений учебников, учебной литературы и учебных пособий, содержащих информацию, причиняющую вред здоровью и развитию детей. ".

 

         Статья 2. Внести в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" следующие изменения:

         1) дополнить статью 14 пунктом 2.1 следующего содержания:

         "2.1. В ходе образовательного процесса в образовательном учреждении не допускается распространение среди обучающихся и воспитанников образовательных учреждений учебников, учебной литературы и учебных пособий, содержащих информацию, причиняющую вред здоровью и развитию детей.";

         2) пункт 7 статьи 15 изложить в следующей редакции:

         "7. Образовательное учреждение обеспечивает родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, воспитанников возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, включая основные и дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги, а также с оценками успеваемости обучающихся.";

         3) дополнить статью 52 пунктом 7 следующего содержания:

         "Родители (законные представители) имеют право отказаться в письменной форме от обучения ребенка по дополнительной образовательной программе или от дополнительной образовательной услуги.".

 

         Статья 3. Дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях  статьей 6.16 следующего содержания:

         "Статья 6.16. Распространение информации, причиняющей вред здоровью и развитию несовершеннолетних в образовательном учреждении

         Распространение в ходе образовательного процесса среди обучающихся и воспитанников образовательного учреждения учебников, учебной литературы и учебных пособий, содержащих информацию, причиняющую вред здоровью и развитию детей, - влечет наложение административного штрафа на руководителя образовательного учреждения в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей."

 

                   Приложение 5.

 

         Законопроект № 155209-5 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (принят во втором чтении, опубликован на сайте ГД)

 

         Глава 1. Общие положения

 

Статья 1.

Сфера действия настоящего Федерального закона

 

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции.

2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения в сфере:

1) оборота информационной продукции, содержащей научную,   научно-техническую, статистическую и (или) иную информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей;

2) распространения информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и другими федеральными законами;

3) оборота информационной продукции, имеющей  значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества;

4) рекламы.

 

Статья 2.

Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

 

 

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) доступ детей к информации - возможность получения и использования детьми свободно распространяемой информации;

2) дневное время  -  время  с 6 до 22 часов местного времени;

3) знак информационной продукции - графическое и (или) текстовое обозначение информационной продукции в соответствии с классификацией информационной продукции, предусмотренной частью 3 статьи  6 настоящего Федерального закона;

4) зрелищное мероприятие - демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий;

5) информационная безопасность детей - состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию;

6) информационная продукция - предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, и информация,  размещаемая в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети "Интернет") и сетях подвижной радиотелефонной связи;

7) информационная продукция для детей - информационная продукция, соответствующая по тематике, содержанию и художественному оформлению развитию детей и способствующая их надлежащему  воспитанию, основанному  в том  числе на приоритете общечеловеческих  ценностей -  уважении к родителям, к России, ее истории, национальным традициям и культуре, к Конституции Российской Федерации и законам, равенстве прав и свобод человека и гражданина, терпимости, справедливости, на принципах укрепления мира, дружбы и согласия между народами, национальными, этническими, религиозными группами, уважении в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания;

8) информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей, - информация (в том числе содержащаяся в информационной продукции для детей), оборот которой запрещен или ограничен в соответствии с настоящим Федеральным законом;

9)   информация порнографического характера - информация, не имеющая значительной исторической, художественной или иной культурной ценности для общества, не предназначенная для использования в научных, медицинских целях, в образовательном процессе и представляемая в виде натуралистических изображения или описания половых органов человека  и (или) полового сношения  либо сопоставимого с половым сношением действия сексуального характера, в том числе такого действия, совершаемого в отношении животного;

10) классификация информационной продукции - распределение информационной продукции  в зависимости от ее тематики, жанра, содержания и художественного оформления по возрастным категориям детей  в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

11) места, доступные для детей, - общественные места, доступ ребенка в которые и (или) нахождение ребенка в которых не запрещены, в том числе общественные места, в которых ребенок имеет доступ к продукции средств массовой информации и (или) размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях информационной продукции;

12) натуралистические изображение или описание - изображение или описание в любой форме и с использованием любых средств  человека, животного, действия (бездействия), предмета, события, явления, их последствий с фиксированием внимания на деталях, анатомических подробностях и (или) физиологических процессах;

13) оборот информационной продукции - предоставление и (или) распространение информационной продукции, включая ее продажу (в том числе распространение по подписке), аренду, прокат, раздачу, выдачу из фондов общедоступных библиотек, публичный показ, публичное исполнение (в том числе посредством эфирного или кабельного вещания, зрелищных мероприятий), размещение в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети "Интернет")  и сетях подвижной радиотелефонной связи;

14) специалист - лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое на основе трудового договора или гражданско-правового договора для осуществления классификации информационной продукции;

15) эксперт - лицо, отвечающее требованиям настоящего Федерального закона и привлекаемое для проведения экспертизы информационной продукции и дачи экспертного заключения или осуществления классификации информационной продукции и проведения ее экспертизы.

 

Статья 3.

Законодательство Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию

 

Законодательство Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов.

 

Статья 4.

Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию

 

К полномочиям федеральных органов государственной власти  в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, относятся:

1) разработка и реализация единой государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию;

2) разработка и реализация федеральных целевых программ обеспечения информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции среди детей;

3) нормативно-правовое регулирование оборота информационной продукции среди детей, порядка ограничения доступа детей к информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию;

4) установление порядка проведения экспертизы информационной продукции, предусмотренной настоящим Федеральным законом;

5) надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и  (или) развитию.

2. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и  (или) развитию, относятся:

1) нормативно-правовое регулирование в пределах полномочий, предусмотренных  настоящим Федеральным законом;

2) разработка и реализация региональных программ обеспечения информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции среди детей;

3) разработка и реализация системы мер поддержки  производителей и распространителей информационной продукции для детей;

4) иные установленные законодательством Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, полномочия.

3. К полномочиям органов местного самоуправления в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, относятся определение на территории соответствующего муниципального образования в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, перечня общественных мест, нахождение детей в которых запрещено в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, и иные установленные законодательством Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, полномочия.

Статья 5.

Виды информации, причиняющей вред здоровью и (или)  развитию детей

        

         1.  К информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится: 

1) информация, которая предусмотрена частью 2 настоящей статьи и  оборот которой запрещен среди детей;

2) информация, которая предусмотрена частью 3 настоящей статьи с учетом положений статей 7 - 10 настоящего Федерального закона и оборот которой ограничен среди детей определенных возрастных категорий.

2. К информации, оборот которой запрещен среди детей, относится информация:

1) побуждающая детей  к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

2) побуждающая детей к потреблению наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия  по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

5) призывающая к совершению преступлений и (или)  административных правонарушений либо оправдывающая  допустимость их совершения;

6) содержащая нецензурную брань;

7) относящаяся к информации порнографического характера.

3. К информации, оборот которой ограничен среди детей определенных возрастных категорий, относится информация:

1) представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;

2) вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;

3) представляемая в виде изображения или описания действий сексуального характера, связанных с возбуждением, проявлением или удовлетворением полового влечения;

4) содержащая отдельные бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

 

Глава 2.   Классификация информационной продукции

 

Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции

 

1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием специалистов либо с привлечением экспертов или экспертных организаций, отвечающих требованиям частей 4 - 6 статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее  оборота на территории Российской Федерации.

2. При классификации информационной продукции исследованию и оценке подлежат:

1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;

2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;

3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда  здоровью и  (или) развитию детей.

3. Классификация информационной продукции (за исключением информационной продукции, предусмотренной частью 5 настоящей статьи) осуществляется  в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5)  информационная продукция, запрещенная для детей, – информационная продукция, содержащая информацию, оборот которой запрещен среди детей в соответствии с частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона. 

4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в образовательных учреждениях, реализующих соответственно основные общеобразовательные программы, основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования, среднего профессионального образования, в образовательных учреждениях  дополнительного  образования  детей, осуществляется в соответствии с настоящим  Федеральным законом и законодательством Российской Федерации в  области образования.

5.  Классификация   фильмов   осуществляется  в  соответствии   с

требованиями настоящего Федерального закона и с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 22 августа  1996 года №  126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации".

6.   Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или   распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней с соблюдением  требований соответствующих технических регламентов знака информационной продукции и ее оборота на территории Российской Федерации.

 

Статья 7.

           

 

Информационная продукция  для детей, не достигших возраста  шести лет

 

 

 

К информационной продукции для детей до шести лет может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей  (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

Статья 8.

           

Информационная продукция  для детей, достигших возраста  шести лет

 

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, в которой содержатся оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

 

Статья 9.

 

Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет

 

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, в которой содержатся оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий  при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением случаев защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);    

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится  указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

3) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

4) не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной.

 

Статья 10.

            

Информационная  продукция  для  детей, достигших возраста шестнадцати лет

 

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, в которой содержатся оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением случаев защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества  или государства);    

3) информация о наркотических средствах или психотропных и (или) одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

4) эпизодически используемые бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

5) не носящие оскорбительного характера изображение или описание  половых отношений между мужчиной и женщиной.

 

Глава 3.       

Требования к обороту информационной продукции 

 Статья 11.     Общие требования к обороту информационной продукции

 

1. Оборот информационной продукции, содержащей информацию, оборот которой запрещен в соответствии с частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, в местах, доступных для детей, не допускается без применения административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты детей от указанной информации.

2. Требования к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты  детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

3. Оборот информационной продукции,  содержащей информацию, предусмотренную статьей 5 настоящего Федерального закона, без знака информационной продукции  не допускается, за исключением:

1) учебников и учебных пособий, рекомендуемых или допускаемых к использованию в образовательном процессе в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования;

2) телепрограмм, телепередач, транслируемых в эфире без предварительной записи;

3) информационной продукции, распространяемой посредством радиовещания;

4) информационной продукции, демонстрируемой посредством зрелищных мероприятий;

5) периодических печатных изданий, специализирующихся на распространении информации общественно-политического или производственно-практического характера.

4. Оборот информационной продукции, предусмотренной  статьей 9 настоящего Федерального закона, допускается среди детей, достигших возраста шести лет, в присутствии родителей или иных законных представителей.

5. До начала демонстрации посредством зрелищного мероприятия информационной продукции или в случае такой демонстрации нескольких видов информационной продукции для детей разных возрастных категорий ей присваивается знак информационной продукции для детей старшей возрастной категории. Указанный знак сопровождается соответствующей надписью и размещается на афишах и иных объявлениях о проведении зрелищного мероприятия, а также на входных билетах, приглашениях и иных документах, предоставляющих право  его посещения.

6. В прокатном удостоверении  аудиовизуального произведения, в свидетельстве о регистрации в качестве средства массовой информации теле- и радиопрограммы, периодического печатного издания для детей должны содержаться сведения о категории данной информационной продукции.

 

Статья 12. Знак информационной продукции

 

1. Категория информационной продукции определяется в соответствии с требованиями статей 6 - 10 настоящего Федерального закона и обозначается знаком информационной продукции, размещаемым с соблюдением требований настоящей статьи и требований соответствующих технических регламентов ее производителями или распространителями.

2. Производитель, распространитель информационной продукции размещают знак информационной продукции и (или) текстовое предупреждение об ограничении ее распространения перед началом трансляции телепрограммы, телепередачи, демонстрации фильма при кино- и видеообслуживании в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Знак информационной продукции демонстрируется в течение пятнадцати секунд в углу кадра непосредственно  в начале демонстрации информационной продукции и после каждого прерывания демонстрации, за исключением демонстрации фильма, осуществляемой  в кинозале.

3. Размер знака информационной продукции должен  составлять не менее чем пять процентов площади афиши или иного объявления о проведении соответствующего зрелищного мероприятия, объявления о кино- или видеопоказе, а также входного билета, приглашения либо иного документа, предоставляющих право посещения такого мероприятия.

4. Знак информационной продукции и (или) текстовое предупреждение об ограничении ее распространения размером  не менее чем пять процентов площади видимой части веб-страницы (электронной страницы) сайта в сети "Интернет", экрана мобильного радиотелефонного устройства сети подвижной радиотелефонной связи размещаются в верхней части каждой указанной страницы.

5. Знак информационной продукции дополнительно размещается в публикуемых программах теле- и радиопередач,  перечнях и каталогах информационной продукции, а равно и в такой информационной продукции, размещаемой в  информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети "Интернет") и сетях подвижной радиотелефонной связи.

 

Статья 13.

 

Дополнительные требования к распространению информационной продукции посредством теле- и радиовещания

 

1. В дневное время информационная продукция, запрещенная для детей, не подлежит распространению посредством теле- и радиовещания, за исключением теле- и радиопрограмм, теле- и радиопередач, доступ к просмотру или прослушиванию которых осуществляется исключительно на платной основе с применением декодирующих технических устройств.

2. Информационная продукция, запрещенная для детей, распространяется посредством телевещания при условии сопровождения ее сообщением об ограничении ее распространения, в том числе способом "бегущей строки", в начале демонстрации информационной продукции и после каждого прерывания такой демонстрации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

3.  Информационная продукция, запрещенная для детей, распространяется посредством радиовещания при условии сопровождения сообщением об ограничении ее распространения в начале трансляции такой информационной продукции и после каждого прерывания трансляции в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. 

4.  При размещении в дневное время сообщений о распространении посредством теле- и радиовещания информационной продукции, запрещенной для  детей, не допускается использование фрагментов указанной информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей.

 

Статья 14.

          

Дополнительные требования к распространению информации посредством информационно-телекоммуникационных сетей

 

Доступ детей к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети "Интернет") и сетей подвижной радиотелефонной связи, предоставляется операторами связи, оказывающими  с применением телематики услуги связи в пунктах коллективного доступа, независимо от их форм собственности и организационно-правовых форм, при условии применения указанными операторами связи технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

2. Операторы связи, указанные в части 1 настоящей статьи, вправе потребовать от лица, которому оказываются услуги пользования информационно-телекоммуникационными сетями (в том числе сетью "Интернет"), его паспорт или иной удостоверяющий  личность документ (с фотографией и датой рождения).

3. Разработка, внедрение и актуализация систем доступа детей к интернет-ресурсам, предназначенным для детей, или систем запрета их доступа к интернет-ресурсам, содержащим информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

 

Статья 15.

              

Дополнительные требования к обороту отдельных видов  информационной продукции для детей

 

1. В информационной продукции для детей, включая  информационную продукцию, размещаемую в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети "Интернет") и сетях подвижной радиотелефонной связи, не допускается размещать объявления о привлечении детей к участию в создании информационной продукции, причиняющей вред их здоровью  и (или) развитию.

2. Содержание и художественное оформление информационной продукции, предназначенной для обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях, должны соответствовать содержанию и художественному оформлению информационной продукции  для детей, не достигших возраста шести лет.

3. Содержание и художественное оформление печатных изданий,  полиграфической продукции (в том числе тетрадей, дневников, обложек для книг, закладок для книг), аудиовизуальной продукции, иной информационной продукции, используемой в образовательном процессе, должны соответствовать требованиям статей 7 – 10 настоящего Федерального закона.

 

Статья 16.

 

Дополнительные требования к обороту информационной продукции, запрещенной для детей

 

1. Первая и последняя полосы газеты, обложка экземпляра печатной продукции, иной полиграфической продукции, запрещенной для детей, при распространении для неопределенного круга лиц в местах, доступных для детей, не должны содержать информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей.

2. Информационная продукция, запрещенная для детей, в виде  печатной продукции допускается к распространению в местах, доступных для детей, только в запечатанных  упаковках.

3. Информационная продукция, запрещенная для детей, не допускается к распространению в предназначенных для детей  образовательных, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций, а также в иных определенных законодательством Российской Федерации местах.

 

Глава 4.        Экспертиза информационной продукции

 

          Статья 17.

Общие требования к экспертизе информационной продукции

 

1. Экспертиза информационной продукции проводится в целях обеспечения информационной безопасности детей по инициативе органа государственной власти, осуществляющего надзор и (или) контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона, при наличии сведений о его нарушении либо по инициативе общественного объединения, иной некоммерческой организации или гражданина, либо по инициативе коммерческой организации.

2. Особенности проведения экспертизы отдельных видов информационной продукции могут устанавливаться другими федеральными законами с соблюдением требований настоящего Федерального закона.

3. Экспертиза информационной продукции проводится экспертами или экспертными организациями с  применением методик, утвержденных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

4. К экспертным организациям относятся организации независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, которые зарегистрированы в установленном федеральным законом порядке и уставами которых предусмотрено проведение экспертизы информационной продукции. Перечень экспертных организаций утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

5. Экспертиза информационной продукции может проводиться двумя и более экспертами одной специальности (комиссионная экспертиза) или разных специальностей (комплексная экспертиза).

6. В качестве экспертов для проведения экспертизы информационной продукции привлекаются лица, имеющие высшее профессиональное образование и обладающие специальными знаниями, в том числе в области педагогики, возрастной психологии, возрастной физиологии, детской психиатрии, за исключением лиц:

1) имеющих или имевших судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений против личности, преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, умышленных преступлений против здоровья населения и общественной нравственности;

2) являющихся производителями, распространителями информационной продукции, переданной на экспертизу, или их представителями;

3) имеющих корыстную или иную личную заинтересованность в результатах экспертизы информационной продукции.

7. Срок проведения экспертизы информационной продукции не может превышать шестьдесят дней с момента поступления заявки на ее проведение.

8. По окончании экспертизы информационной продукции дается экспертное заключение в соответствии с требованиями статьи 18 настоящего Федерального закона.

9. Расходы, связанные с проведением экспертизы информационной продукции, возмещаются заказчиком указанной экспертизы. Расходы, связанные с проведением экспертизы информационной продукции по инициативе органа государственной власти, осуществляющего надзор и (или) контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона, возмещаются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

10. Судебная экспертиза информационной продукции   проводится по  гражданским делам, делам об административных правонарушениях, уголовным делам в порядке, установленном соответственно законодательством о гражданском судопроизводстве, законодательством об  административных правонарушениях, уголовно-процессуальным законодательством и Федеральным законом от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".

 

Статья 18. Экспертное заключение

 

В экспертном заключении указываются:

1) дата, время и место  проведения экспертизы информационной продукции;

2) сведения о заказчике экспертизы информационной продукции;

3) сведения об экспертной  организации или эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы по специальности, наличие ученой степени,  ученого звания, занимаемая должность, место работы);

4) вопросы, поставленные перед экспертом;

5) объекты исследований и материалы, представленные для  проведения экспертизы информационной продукции;

6) содержание и результаты исследований с указанием методик;

7) ответы на основные и иные поставленные перед экспертом вопросы.

2. В экспертном заключении должны содержаться мотивированные ответы на основные   вопросы:

1) о наличии или об отсутствии в информационной продукции информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей;

2) о соответствии информационной продукции определенной категории информационной продукции;

3) о соответствии информационной продукции знаку информационной продукции.

3. Экспертное заключение комиссионной экспертизы подписывается всеми экспертами, участвовавшими в  проведении указанной экспертизы, если их мнения по поставленным вопросам совпадают. В случае возникновения разногласий каждый эксперт дает отдельное экспертное заключение по вопросам, вызвавшим разногласия. Каждый эксперт, участвовавший в проведении комплексной экспертизы, подписывает часть экспертного заключения, содержащую описание проведенных им исследований, и несет за нее ответственность.

4. В течение трех рабочих дней после подписания экспертного заключения  оно направляется заказчику экспертизы информационной продукции.

 

Статья 19. Правовые последствия экспертизы  информационной продукции

 

1. В срок не позднее чем через шесть  рабочих дней со дня получения экспертного заключения орган государственной власти, осуществляющий надзор и (или) контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона, принимает решение:

1) о несоответствии информационной продукции требованиям настоящего Федерального закона и вынесении предписания  об устранении выявленного нарушения в случае, если в экспертном заключении содержится вывод о наличии в данной информационной продукции информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, либо о несоответствии знака информационной продукции определенной категории информационной продукции;

2) о соответствии информационной продукции требованиям настоящего Федерального закона и об отказе  в вынесении указанного в пункте 1 настоящей  части предписания.

2. В предписании об устранении нарушения требований настоящего Федерального закона должно содержаться требование о принятии производителем и (или) распространителем информационной продукции одной из следующих мер:

1) недопущение выпуска информационной продукции в оборот;

2) прекращение оборота информационной продукции и изъятие из оборота ее нереализованной части;

3) приостановление оборота информационной продукции и приведение ее в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона, в том числе изменение категории информационной продукции или замена знака информационной продукции другим знаком информационной продукции.

3. Предписание об устранении выявленного нарушения или решение об отказе в вынесении этого предписания опубликовывается или размещается  органом государственной власти, осуществляющим надзор и (или) контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона, на своем официальном сайте в сети "Интернет".

4. Производитель и (или) распространитель информационной продукции исполняет предписание об устранении нарушения требований  настоящего Федерального закона в срок, установленный этим предписанием.

5. В случае несогласия с предписанием об устранении нарушения требований  настоящего Федерального закона производитель и (или) распространитель информационной продукции вправе оспорить его в судебном порядке. Обращение в суд не является основанием для приостановления исполнения этого предписания.

6. В случае, если производитель и (или) распространитель информационной продукции не устранит допущенное им нарушение требований настоящего Федерального закона в срок, установленный  предписанием, орган государственной власти, осуществляющий надзор и (или) контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона, обращается в суд в течение десяти рабочих дней со дня окончания указанного срока с заявлением о запрете распространения соответствующей информационной продукции и (или) об изъятии из оборота ее нереализованной части.

 

Глава 5.

Надзор и контроль в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию

 

Статья 20.

 

Государственный надзор и контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона

 

1. Государственный надзор и контроль за  соблюдением требований настоящего Федерального закона осуществляют:

1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по надзору и контролю в сфере образования, применительно к обороту используемой в образовательном процессе информационной продукции  (в том числе учебников, учебной литературы, учебных пособий), а также при предоставлении образовательными учреждениями доступа детям к сети "Интернет";

2) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по надзору и контролю в сфере культуры (кинематографии), применительно к обороту кино-, теле- и видеофильмов, а также информационной продукции, демонстрируемой посредством зрелищных мероприятий;

3) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по надзору и контролю в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, применительно к обороту информационной продукции, относящейся к продукции средств массовой информации, книгоиздательской продукции, а также к информационной продукции, распространяемой с использованием информационных технологий и размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети "Интернет") и сетях подвижной радиотелефонной связи;

4) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по надзору и контролю в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, применительно к реализации информационной продукции организациями розничной торговли и организациями, осуществляющими  прокат.

2. В случаях, предусмотренных федеральным законом, полномочия по государственному надзору и контролю, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, могут быть переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. Органы местного самоуправления могут быть наделены законом  полномочиями по контролю за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, законодательством субъектов Российской Федерации требований к организации розничной продажи, аренды, проката, демонстрации (в том числе посредством зрелищных мероприятий) информационной продукции, могут инициировать проведение экспертизы информационной продукции в соответствии с требованиями главы 4 настоящего Федерального закона. При этом органам местного самоуправления должны быть переданы необходимые материальные и финансовые ресурсы.

 

Статья  21.

Общественный контроль в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию

 

1. Зарегистрированные в установленном законом порядке общественные объединения и иные некоммерческие организации  в соответствии с их уставами, а также граждане вправе осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации общественный контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона.

2. При осуществлении общественного контроля общественные объединения и иные некоммерческие организации, граждане  вправе:

осуществлять мониторинг оборота информационной продукции и доступа детей к информации, в том числе посредством создания  "горячих линий";

инициировать проведение экспертизы информационной продукции в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона;

при наличии экспертного заключения обращаться в орган государственной власти, осуществляющий надзор и (или) контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона, с ходатайством о вынесении предусмотренного частью 2 статьи 19 настоящего Федерального закона предписания об устранении нарушения требований настоящего Федерального закона производителем и (или) распространителем информационной продукции;

обжаловать в судебном порядке решение органа государственной власти, осуществляющего надзор и (или) контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона, об отказе в вынесении предписания об устранении нарушения требований настоящего Федерального закона производителем и (или) распространителем информационной продукции.

 

Глава 6. Ответственность за правонарушения в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию

 

Статья 22. Ответственность за правонарушения в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью  и (или) развитию

 

Нарушение требований настоящего Федерального закона влечет за собой гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 


Глава 7.       

Заключительные положения

 

Статья 23.

Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

 

1. Настоящий   Федеральный    закон    вступает в силу с   1 сентября 2011 года.

2. Положения части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона не распространяются на печатную продукцию, выпущенную в оборот до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. 

 

Президент Российской Федерации

Hosted by uCoz