Президенту
РФ Медведеву Д.А.
103132, Москва,
ул. Ильинка, дом 23
Открытое письмо
участников круглого стола
«Ювенальная юстиция – угроза семье, обществу и государству»
(Барнаул, 19 декабря
по вопросам сбора и
концентрации информации о детях в единых базах данных
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Согласно сообщениям СМИ, в нашей стране
на государственном уровне планируются следующие массовые мероприятия с участием
детей.
1) В
рамках диспансеризации предполагаются обследование и оценка репродуктивной
функции у подростков с 14 лет.
Согласно пояснениям экспертов Общества
специалистов доказательной медицины, «достоверных методов оценки мало, а нетравматичных и вовсе нет. Для мальчиков это
биопсия - то есть придется ребенку проковырять иглой яичко или
простату. Менее травматичен анализ спермы,
но вряд ли родители будут в восторге. У девочек, конечно,
можно брать мазки, но они ничего не скажут о репродуктивной
функции. От УЗИ толку не будет. Хоть рентген члена сделай —
никакого отношения к оценке репродуктивной функции это не имеет».
При этом,
по мнению экспертов ОСДМ, присвоение ребенку диагноза «сниженная
репродуктивная функция» способно изуродовать его жизнь независимо от его
желания иметь детей в будущем. «И потом, очень часто диагноз
«бесплодие» оказывается несостоятельным. Его ставят супружеской паре уже после
двух бездетных лет совместной жизни. На самом деле бесплодие - редкое
явление. Зачать детей в течение жизни не могут не более
2% семей. Как же определить бесплодие у 14-летнего ребенка?
И главное - зачем? Ведь не существует действенных способов
улучшить репродуктивную функцию, поэтому ее оценка просто аморальна».
Результаты любой диспансеризации детей
(информация о состоянии здоровья и проведенных лечебно-оздоровительных
мероприятиях) в унифицированном виде поступают в централизованную на уровне РФ
базу данных.
2) На каждого российского школьника
планируется "завести" т.н. «Паспорт
здоровья школьника».
Этот документ позволит собирать всю
информацию о здоровье ребёнка, его физическом развитии, психо-эмоциональном
состоянии, данные о диспансеризации, прививках и медицинских осмотрах. В паспорт
будут внесены сведения об успеваемости и
личных достижениях ребёнка, предпочтении им учебных предметов, его
физиологических особенностях и половом развитии, режиме дня, рационе питания и
комнате (рабочем месте), сфере интересов и общения, а также о родителях и родственниках, их
вредных привычках, оценке ребенком семейной обстановки (благополучная,
конфликтная).
Одной из целей проекта «Паспорт
здоровья школьника» назван мониторинг состояния здоровья всех детей в стране.
3) Еще предполагается разработать и
внедрить для каждого гражданина, подлежащего
призыву на военную службу (начиная с 10-летнего возраста), персональный
электронный паспорт, где бы учитывались основные параметры, отражающие реальный
уровень его готовности к военной службе, в том числе сведения о состоянии его
здоровья, физическом, интеллектуальном и морально-психологическом развитии. Эти
сведения предлагается аккумулировать в государственном банке данных и вести их
мониторинг на уровне страны.
4) Наконец, в следующем году родителям
и детям предстоит обязательный обмен бумажных полисов медстрахования на электронные
карты, позволяющие накапливать и использовать конфиденциальную информацию о
детях или членах их семей без их согласия. При этом в персонифицированных
системах учета будет использоваться единый
идентификационный номер личности – СНИЛС.
Вопросы сосредоточения в единых
всеобъемлющих хранилищах личной информации
различных сведений о детях и
членах их семей, массового внедрения средств автоматической идентификации людей
напрямую затрагивают многие конституционные принципы. Это, например, гарантии достоинства
личности, личной неприкосновенности, свободы человека жить в согласии со своими
убеждениями, запрет на сбор, хранение, использование и распространение
информации о частной жизни людей без их согласия. Согласно Конституции РФ, эти права
и свободы человека и гражданина не подлежат ограничению даже в условиях
чрезвычайного положения.
В связи с этим согласно закону «Об организации
предоставления государственных и муниципальных услуг», использование
универсальной электронной карты является добровольным волеизъявлением человека.
Гражданин имеет право отказаться от получения и использования карты и при этом
не будет ограничен в своих правах, в том числе на медицинскую помощь. Кроме
того, названный закон не предусматривают какую-либо обработку идентификационных
номеров личности. Единственное исключение – это помещение на электронную карту
СНИЛС (идентификационного номера человека в системе обязательного пенсионного
страхования).
Группа родителей предоставила нам ответ
Министерства связи и массовых коммуникаций, направленный по поручению
Администрации Президента РФ, в котором подтверждается, что полноценная жизнь в
обществе, осуществление прав и свобод, в том числе прав на социальную помощь,
не должны зависеть от того, какую из систем учета выбирает человек. Это
принципиально важный тезис, но для реализации такого права выбора необходимо
создать эту альтернативу традиционной бумажной системе документирования при
оказании государственных и муниципальных услуг населению. Именно такая
постановка вопроса, вызванная к жизни новыми возможностями, предоставляемыми
современными информационными технологиями, закладывается в основу планов
Правительства Российской Федерации, Минкомсвязи России,
других ответственных ведомств при построении
электронного правительства.
Иные права и свободы,
в частности, права граждан в области
охраны их здоровья, а также права при обработке их персональных данных (не
являющихся информацией о частной жизни), могут быть ограничены федеральным
законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ
конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов
других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Речь, в частности, идет о том, что
медицинское вмешательство, оказание медицинской помощи, передача информации,
содержащейся в медицинских документах, от специалистов, принимающих непосредственное участие в обследовании и лечении,
любым другим лицам, а также обработка
любых персональных данных могут
осуществляться только при наличии информированного добровольного согласия
человека.
В «Основах законодательства Российской
Федерации об охране здоровья граждан» и в законе «О персональных данных» эти
права уже ограничены в указанных целях. Кроме того, в этих законодательных
актах отсутствует запрет на обработку такой категории персональных данных как
информация о частной жизни без согласия
человека. Тем самым созданы условия для антиконституционной обработки этой информации.
Считаем, что дальнейшее ограничение вышеназванных прав ребенка требует
серьезного обоснования и широкого обсуждения с участием родительской
общественности.
Частным случаем оказания медицинской
помощи является диспансерное наблюдение (диспансеризация). Проведение
диспансеризации может осуществляться только при наличии названного согласия.
«Основы законодательства об охране здоровья граждан» прямо называют
диспансеризацию детей правом, а не обязанностью
их и их законных представителей. Граждане по своему усмотрению
осуществляют принадлежащие им права,
отказ граждан от осуществления
принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав.
В связи с отсутствием официальной
информации по вышеназванным вопросам и практикой принудительного осуществления
различных мероприятий, просим ознакомить
родительскую общественность с тем, каким образом при реализации упомянутых планов будут обеспечены соблюдение и защита
указанных прав детей и их законных представителей.
В
случае если принимаемые или уже принятые нормативно-правовые акты, по какому-то
недоразумению, не обеспечивают
добровольности участия, просим привести
их в соответствии с данными обещаниями и Конституцией России.