Обращение Президенту о планах сбора и концентрации информации о частной жизни детей (сведений о репродуктивном и прочем здоровье, физическом, интеллектуальном и морально-психологическом развитии, семейной обстановке и пр.)

 

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

           

            Согласно сообщениям СМИ, в нашей стране на государственном уровне планируются следующие массовые мероприятия с участием детей.

 

            1) В рамках диспансеризации предполагаются обследование и оценка репродуктивной функции у подростков с 14 лет.

            Согласно пояснениям экспертов Общества специалистов доказательной медицины, «достоверных методов оценки мало, а нетравматичных и вовсе нет. Для мальчиков это биопсия - то есть придется ребенку проковырять иглой яичко или простату. Менее травматичен анализ спермы, но вряд ли родители будут в восторге. У девочек, конечно, можно брать мазки, но они ничего не скажут о репродуктивной функции. От УЗИ толку не будет. Хоть рентген члена сделай — никакого отношения к оценке репродуктивной функции это не имеет».

            При этом, по мнению экспертов ОСДМ, присвоение ребенку диагноза «сниженная репродуктивная функция» способно изуродовать его жизнь независимо от его желания иметь детей в будущем. «И потом, очень часто диагноз «бесплодие» оказывается несостоятельным. Его ставят супружеской паре уже после двух бездетных лет совместной жизни. На самом деле бесплодие - редкое явление. Зачать детей в течение жизни не могут не более 2% семей. Как же определить бесплодие у 14-летнего ребенка? И главное - зачем? Ведь не существует действенных способов улучшить репродуктивную функцию, поэтому ее оценка просто аморальна».

            Результаты любой диспансеризации детей (информация о состоянии здоровья и проведенных лечебно-оздоровительных мероприятиях) в унифицированном виде поступают в централизованную на уровне РФ базу данных.

 

            2) На каждого российского школьника планируется "завести" т.н. «Паспорт здоровья школьника».

            Этот документ позволит собирать всю информацию о здоровье ребёнка, его физическом развитии, психо-эмоциональном состоянии, данные о диспансеризации, прививках и медицинских осмотрах. В паспорт будут внесены сведения об  успеваемости и личных достижениях ребёнка, предпочтении им учебных предметов, его физиологических особенностях и половом развитии, режиме дня, рационе питания и комнате (рабочем месте), сфере интересов и общения,  а также о родителях и родственниках, их вредных привычках, оценке ребенком семейной обстановки (благополучная, конфликтная).

            Одной из целей проекта «Паспорт здоровья школьника» назван мониторинг состояния здоровья всех детей в стране.

 

            3) Еще предполагается разработать и внедрить для каждого гражданина, подлежащего призыву на военную службу (начиная с 10-летнего возраста), персональный электронный паспорт, где бы учитывались основные параметры, отражающие реальный уровень его готовности к военной службе, в том числе сведения о состоянии его здоровья, физическом, интеллектуальном и морально-психологическом развитии. Эти сведения предлагается аккумулировать в государственном банке данных и вести их мониторинг на уровне страны.

 

            Родительскую общественность чрезвычайно беспокоят многие аспекты этих планов.

            В частности, нас волнует возможность при реализации этих планов умаления достоинства личности, личной неприкосновенности и  неприкосновенности частной жизни наших детей и семей в целом, возможность сбора, хранения, использования и распространения информации об их частной жизни без их согласия. Согласно Конституции РФ, названные (и некоторые другие) права и свободы человека и гражданина не подлежат ограничению даже в условиях чрезвычайного положения.

            Иные общепризнанные права и свободы, в частности,  права граждан в области охраны их здоровья, а также права при обработке их  персональных данных (не являющихся информацией о частной жизни), могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

            Речь, в частности, идет о том, что медицинское вмешательство, оказание медицинской помощи, передача информации, содержащейся в медицинских документах, от специалистов, принимающих  непосредственное участие в обследовании и лечении, любым другим лицам, а также обработка  любых персональных данных  могут осуществляться только при наличии информированного добровольного согласия человека.

            В «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» и в законе «О персональных данных» эти права уже ограничены в указанных целях. Кроме того, в этих законодательных актах отсутствует запрет на обработку такой категории персональных данных как информация о частной жизни  без согласия человека. Тем самым созданы условия для антиконституционной обработки этой информации. Считаем, что дальнейшее ограничение вышеназванных прав ребенка требует серьезного обоснования и широкого обсуждения с участием родительской общественности.

            Частным случаем оказания медицинской помощи является диспансерное наблюдение (диспансеризация). Проведение диспансеризации может осуществляться только при наличии названного согласия. «Основы законодательства об охране здоровья граждан» прямо называют диспансеризацию детей правом, а не обязанностью  их и их законных представителей. Граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им права,  отказ граждан  от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав.

            Также непонятно, каким образом будет соблюдаться требование законодательства о том, что в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг сведения о состоянии здоровья могут обрабатываться только профессиональными медиками, обязанными сохранять врачебную тайну.

 

            В связи с отсутствием официальной информации по вышеназванным вопросам и практикой принудительного осуществления различных мероприятий, просим ознакомить родительскую общественность с тем, каким образом при реализации упомянутых  планов будут обеспечены соблюдение и защита указанных прав детей и их законных представителей.

           

            С уважением,

            Председатель Алтайской краевой общественной организации «Общественный родительский комитет»   О. А. Синявина

            Председатель Алтайского регионального отделения Общероссийского общественного движения в защиту прав родителей и детей «Всероссийское родительское собрание»  О. В. Филатова

            От имени Алтайского краевого общественного движения многодетных семей «Много деток – это хорошо» член движения  Л. Н. Князева

Hosted by uCoz