Президенту Российской Федерации
103132, Москва,
ул. Ильинка, дом 23
Открытое письмо
участников круглого стола
«Ювенальная юстиция – угроза семье, обществу и государству»
(Барнаул, 19 декабря
по вопросам законопроекта об образовании
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Сейчас активно идет работа над проектом
нового закона Российской Федерации «Об образовании». К сожалению, в этом
законопроекте есть существенные недостатки, на которые мы хотим обратить ваше
внимание. Власти Российской Федерации, в том числе Президент РФ и представители
правительства, часто говорят о том, как важно укрепление семьи и семейных
ценностей. К сожалению, предлагаемый законопроект наносит серьезный ущерб
правам семьи и правам родителей, существующим на сегодняшний день в нашем
законодательстве. Мы просим обратить внимание на следующие проблемы:
1) Традиционно в России именно
родители имели свободу выбирать, в каких условиях они дадут своим детям
дошкольную подготовку. Действующий Закон «Об образовании», подчеркивая значение
родителей и вспомогательную роль дошкольных учреждений, говорит в ст. 18:
«1. Родители являются первыми
педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и
интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.
3. Для воспитания детей дошкольного
возраста … в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных
учреждений».
Однако эти важные пункты отсутствуют в
новом законопроекте. Вместо этого, дошкольное образование сделано обязанностью
родителей (ст. 48), причем заявлена возможность получения его лишь в очной
форме (ст. 100, п. 2). Это означает, что родители будут обязаны отдавать своих
детей в детский сад или аналогичное учреждение.
Однако вовсе не все родители считают
это лучшим решением для своих детей. По статистике, около 14% родителей
предпочитают воспитывать и учить своих дошкольников дома, в семье. Мы считаем,
что это неоправданно лишает родителей традиционного права самим воспитывать и
учить детей дошкольного возраста. В свете других положений законопроекта становится очевидно, что обязательное очное (в дошкольном
учреждении) дошкольное образование не только неоправданно и насильственно
отрывает детей от семьи против воли их родителей, но и накладывает на семью
дополнительное финансовое бремя (плата за «уход и присмотр»), фактически
являясь скрытым навязыванием платных услуг как обязательных. Эти нововведения
мы считаем недопустимыми.
Кроме того, эта норма совершенно
нереалистична. Уже сейчас люди стоят в длительных очередях на место в детском
саду, вставая в очередь, иногда, даже до рождения ребенка. Мест в детских садах
на всех не хватит – а обязанность обеспечить очное дошкольное образование
останется, и отвечать за нее, по законопроекту, будут родители. Им придется
нанимать платных педагогов, что многие люди делать не в состоянии.
Мы считаем, что необходимо
сохранить возможность давать дошкольное образование дома, в семье, без
обязанности обращаться к педагогам.
2) Законопроект в нынешнем виде
уничтожает право семьи свободно выбирать форму получения образования детьми!
Действующий Закон «Об образовании»
прямо определяет право на образование в семье по решению родителей. Ст. 52. п.
4 объявляет, что все родители имеют право на образование своих детей в семейной
форме: «Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное
общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок,
получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его
положительной аттестации по решению родителей (законных представителей)
продолжить образование в образовательном учреждении».
Новый законопроект не содержит упоминаний
об этом праве, данном всем гражданам России Законом, тем самым фактически
уничтожая его. Более того, п. 6 ст. 100 законопроекта запрещает получение
начального образования в заочной и очно-заочной
форме, тем самым неправомерно ликвидируя возможность экстерната для младших
школьников.
Семейное образование на
сегодняшний день – право всех граждан Российской Федерации. Значительное число
граждан успешно пользуются этим правом, давая своим детям качественное
образование в семье и делая тем самым ценный вклад в будущее российского
общества и своих детей. Качество образования получаемого в семейной форме в
России, как и во всех странах, где давно и прочно существует эта форма, не
ниже, а нередко – выше качества образования, получаемого в школах. Как
известно, демократическое государство должно расширять, а не ликвидировать
права граждан, уже провозглашенные законом и не наносящие ущерба ни обществу,
ни правам других граждан. По нашему убеждению, право на семейное образование
должно быть доступно всем и на всех ступенях общего образования, а уничтожение
этого права нанесет серьезный ущерб будущему российского общества и наших
детей.
Уничтожение этого права также идет
вразрез с нормами международного законодательства. Ст. 18 Конвенции о правах
ребенка предполагает, что государство не отнимает у родителей право на обучение
и воспитание детей, а содействует семье в осуществлении этого права и
обязанности. Ст. ст. 28 этой же Конвенции, требует от государств «поощрять
различные формы среднего образования», а не уничтожать одни из них в пользу
других.
Слишком ограничена в законопроекте и
возможность использования индивидуального учебного плана. Сперва
указывается, что каждый обучающийся имеет право обучаться по индивидуальному
учебному плану – а затем говорится, что для этого требуется решение руководства
школы. Сегодня, к сожалению, родители детей (даже имеющих те или иные проблемы
со здоровьем!), иногда, с большим трудом добиваются от школы перехода на индивидуальный
учебный план. Мы считаем необходимым, чтобы любой ребенок мог перейти на
индивидуальный учебный план по заявлению и просьбе родителей. Эта возможность
не должна и не может зависеть от произвольного решения школьного руководства.
3) Законопроект недостаточно
защищает права родителей и семьи в образовательном процессе и воспитании
детей.
Нигде в законопроекте не оговорено, что
семья имеет исключительные права в области религиозного и сексуального
воспитания детей. Между тем, в этой области приоритетными должны быть именно
права семьи и родителей. Мы не хотим, чтобы завтра, без согласия родителей,
были введены различные «программы сексуального просвещения». Мы считаем важным,
чтобы в законе было прямо оговорено, что любые формы религиозного и
сексуального воспитания и образования детей были возможны только при условии
добровольного согласия родителей!
4) Закон, к сожалению, плохо
защищает права детей с особыми образовательными потребностями и с различными
проблемами адаптации к школе.
Рекомендации врачей и психологов,
которые родители приносят в школу, часто игнорируются. Тем самым здоровью детей
в образовательном процессе нередко наносится существенный ущерб. Мы также
убеждены, что в законе должно быть прямо указано – если родители представили в
школу те или иные медицинские или психологические рекомендации специалистов,
школа должна быть обязана учесть их в образовательном процессе и исполнять
такие рекомендации – исключения из этого правила могут делаться только с
согласия или по просьбе родителей ребенка.
Как граждане России, мы протестуем
против указанных моментов проекта Закона «Об образовании», и, пользуясь нашим
гражданским правом требуем:
1)
Сохранить право граждан давать своим детям дошкольное воспитание и образование
в семье, не прибегая к услугам дошкольных учреждений.
2)
Сохранить подтвержденное и провозглашенное действующим законом право родителей
давать своим детям общее образование в семье для всех ступеней общего
образования, включая начальное.
3)
Включить в законопроект гарантию возможности для каждого школьника по решению
родителей учиться по индивидуальному учебному плану.
4)
Прямо оговорить в законопроекте, что сексуальное и религиозное воспитание и
обучение несовершеннолетних учащихся может вестись в школе только с письменного
согласия их родителей.
5)
Обязать учебные заведения учитывать медицинские и психологические рекомендации
специалистов, представленные родителями ребенка, и не нарушать их.
6) При любой реформе
образовательного законодательства сохранять прямое подтверждение и изложение
этих прав в Законе без какого-либо их умаления и ограничения.
Просим вашего содействия в
осуществлении наших гражданских требований.