Президенту Российской Федерации

                                                                                  103132, Москва, ул. Ильинка, дом 23

                                                          

Открытое письмо

участников круглого стола

«Ювенальная юстиция – угроза семье, обществу и  государству»

(Барнаул, 19 декабря 2010 г.)

по вопросам законопроекта об образовании

 

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

 

         Сейчас активно идет работа над проектом нового закона Российской Федерации «Об образовании». К сожалению, в этом законопроекте есть существенные недостатки, на которые мы хотим обратить ваше внимание. Власти Российской Федерации, в том числе Президент РФ и представители правительства, часто говорят о том, как важно укрепление семьи и семейных ценностей. К сожалению, предлагаемый законопроект наносит серьезный ущерб правам семьи и правам родителей, существующим на сегодняшний день в нашем законодательстве. Мы просим обратить внимание на следующие проблемы: 


         1) Традиционно в России именно родители имели свободу выбирать, в каких условиях они дадут своим детям дошкольную подготовку. Действующий Закон «Об образовании», подчеркивая значение родителей и вспомогательную роль дошкольных учреждений, говорит в ст. 18: 

         «1. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. 

         3. Для воспитания детей дошкольного возраста … в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений».

         Однако эти важные пункты отсутствуют в новом законопроекте. Вместо этого, дошкольное образование сделано обязанностью родителей (ст. 48), причем заявлена возможность получения его лишь в очной форме (ст. 100, п. 2). Это означает, что родители будут обязаны отдавать своих детей в детский сад или аналогичное учреждение.

         Однако вовсе не все родители считают это лучшим решением для своих детей. По статистике, около 14% родителей предпочитают воспитывать и учить своих дошкольников дома, в семье. Мы считаем, что это неоправданно лишает родителей традиционного права самим воспитывать и учить детей дошкольного возраста. В свете других положений законопроекта становится очевидно, что обязательное очное (в дошкольном учреждении) дошкольное образование не только неоправданно и насильственно отрывает детей от семьи против воли их родителей, но и накладывает на семью дополнительное финансовое бремя (плата за «уход и присмотр»), фактически являясь скрытым навязыванием платных услуг как обязательных. Эти нововведения мы считаем недопустимыми. 

         Кроме того, эта норма совершенно нереалистична. Уже сейчас люди стоят в длительных очередях на место в детском саду, вставая в очередь, иногда, даже до рождения ребенка. Мест в детских садах на всех не хватит – а обязанность обеспечить очное дошкольное образование останется, и отвечать за нее, по законопроекту, будут родители. Им придется нанимать платных педагогов, что многие люди делать не в состоянии.
         Мы считаем, что необходимо сохранить возможность давать дошкольное образование дома, в семье, без обязанности обращаться к педагогам. 


         2) Законопроект в нынешнем виде уничтожает право семьи свободно выбирать форму получения образования детьми!

         Действующий Закон «Об образовании» прямо определяет право на образование в семье по решению родителей. Ст. 52. п. 4 объявляет, что все родители имеют право на образование своих детей в семейной форме: «Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении».

         Новый законопроект не содержит упоминаний об этом праве, данном всем гражданам России Законом, тем самым фактически уничтожая его. Более того, п. 6 ст. 100 законопроекта запрещает получение начального образования в заочной и очно-заочной форме, тем самым неправомерно ликвидируя возможность экстерната для младших школьников. 
         Семейное образование на сегодняшний день – право всех граждан Российской Федерации. Значительное число граждан успешно пользуются этим правом, давая своим детям качественное образование в семье и делая тем самым ценный вклад в будущее российского общества и своих детей. Качество образования получаемого в семейной форме в России, как и во всех странах, где давно и прочно существует эта форма, не ниже, а нередко – выше качества образования, получаемого в школах. Как известно, демократическое государство должно расширять, а не ликвидировать права граждан, уже провозглашенные законом и не наносящие ущерба ни обществу, ни правам других граждан. По нашему убеждению, право на семейное образование должно быть доступно всем и на всех ступенях общего образования, а уничтожение этого права нанесет серьезный ущерб будущему российского общества и наших детей. 

         Уничтожение этого права также идет вразрез с нормами международного законодательства. Ст. 18 Конвенции о правах ребенка предполагает, что государство не отнимает у родителей право на обучение и воспитание детей, а содействует семье в осуществлении этого права и обязанности. Ст. ст. 28 этой же Конвенции, требует от государств «поощрять различные формы среднего образования», а не уничтожать одни из них в пользу других. 

         Слишком ограничена в законопроекте и возможность использования индивидуального учебного плана. Сперва указывается, что каждый обучающийся имеет право обучаться по индивидуальному учебному плану – а затем говорится, что для этого требуется решение руководства школы. Сегодня, к сожалению, родители детей (даже имеющих те или иные проблемы со здоровьем!), иногда, с большим трудом добиваются от школы перехода на индивидуальный учебный план. Мы считаем необходимым, чтобы любой ребенок мог перейти на индивидуальный учебный план по заявлению и просьбе родителей. Эта возможность не должна и не может зависеть от произвольного решения школьного руководства.


         3) Законопроект недостаточно защищает права родителей и семьи в образовательном процессе и воспитании детей. 

         Нигде в законопроекте не оговорено, что семья имеет исключительные права в области религиозного и сексуального воспитания детей. Между тем, в этой области приоритетными должны быть именно права семьи и родителей. Мы не хотим, чтобы завтра, без согласия родителей, были введены различные «программы сексуального просвещения». Мы считаем важным, чтобы в законе было прямо оговорено, что любые формы религиозного и сексуального воспитания и образования детей были возможны только при условии добровольного согласия родителей!


         4) Закон, к сожалению, плохо защищает права детей с особыми образовательными потребностями и с различными проблемами адаптации к школе. 

         Рекомендации врачей и психологов, которые родители приносят в школу, часто игнорируются. Тем самым здоровью детей в образовательном процессе нередко наносится существенный ущерб. Мы также убеждены, что в законе должно быть прямо указано – если родители представили в школу те или иные медицинские или психологические рекомендации специалистов, школа должна быть обязана учесть их в образовательном процессе и исполнять такие рекомендации – исключения из этого правила могут делаться только с согласия или по просьбе родителей ребенка. 

 

         Как граждане России, мы протестуем против указанных моментов проекта Закона «Об образовании», и, пользуясь нашим гражданским правом требуем:

         1) Сохранить право граждан давать своим детям дошкольное воспитание и образование в семье, не прибегая к услугам дошкольных учреждений.


         2) Сохранить подтвержденное и провозглашенное действующим законом право родителей давать своим детям общее образование в семье для всех ступеней общего образования, включая начальное. 


         3) Включить в законопроект гарантию возможности для каждого школьника по решению родителей учиться по индивидуальному учебному плану.


         4) Прямо оговорить в законопроекте, что сексуальное и религиозное воспитание и обучение несовершеннолетних учащихся может вестись в школе только с письменного согласия их родителей. 


         5) Обязать учебные заведения учитывать медицинские и психологические рекомендации специалистов, представленные родителями ребенка, и не нарушать их. 


         6) При любой реформе образовательного законодательства сохранять прямое подтверждение и изложение этих прав в Законе без какого-либо их умаления и ограничения. 


         Просим вашего содействия в осуществлении наших гражданских требований.

Hosted by uCoz