Резолюция круглого стола
"Угрозы семье, детям, обществу и
государству"
(г. Барнаул, 24.09.2011 г.)
по вопросам образования
Мы вынуждены констатировать, что продолжаются попытки неолиберальных прозападных реформаторов демонтировать социальное государство в России, провести деструктивные реформы, разрушающие фундаментальные институты российского общества – семью и школу.
В образовании мы видим стремление государства сложить с себя всякую ответственность и уменьшить финансирование сферы образования из федерального бюджета в ближайшие три года на 20%. Мы наблюдаем также стремление коммерциализировать образование – усилить элементы платности, ввести рыночные и квазирыночные механизмы, вроде нормативно-подушевого финансирования. Мы видим также стремление реформаторов упростить и примитивизировать содержание школьного образования, под предлогом свободы выбора учащимися учебных предметов, а также стремление разрушить фундаментальное ядро образования, обеспечивающее всестороннее гармоническое развитие личности.
Мы считаем, что предложенный министерством образования проект закона об образовании не отвечает задачам, стоящим перед страной. Разрушение традиционной системы образования не может быть оправдано экономическими соображениями. Образование – это дело государства, а не каждого человека в отдельности. Это становой хребет существования общества и перевод образования исключительно в сферу предоставления рыночных услуг является большой ошибкой.
В законе об образовании необходимо в обязательном порядке:
- закрепить минимальные объем и содержание обязательных образовательных программ во избежание их ограничения на подзаконном уровне, они должны включать: русский язык, родной и иностранный языки, литературу, историю, обществознание, математику, физику, химию, биологию, географию, информатику, физкультуру, труд, ОБЖ, искусствоведческие дисциплины (рисование, музыка);
- законодательно закрепить предельную наполняемость групп в детских садах и классов в школах;
- обеспечить проведение итоговой аттестации в школе в традиционной форме экзаменов; право желающих выпускников сдать ЕГЭ; применение тестирования только в качестве вспомогательного механизма для текущего контроля знаний;
- обеспечить, чтобы любые обследования детей (педагогические, медицинские, психологические) проводились и любая психолого-педагогическая и медико-социальная помощь детям и семьям оказывалась со свободного, без какого-либо принуждения, согласия родителей; гарантировать право семьи контролировать религиозное обучение детей;
- запретить сбор информации о семьях детей и их семейной жизни в школах и детских садах без прямого согласия родителей; запретить любое «сексуальное просвещение» и «сексуальное образование» без письменного согласия родителей, запретить пропаганду сексуальных извращений, разврата и свободы сексуальных отношений под видом «полового просвещения» или «охраны репродуктивного здоровья»;
- обеспечить участие родителей несовершеннолетних обучающихся в управлении образовательными организациями: принятие образовательной программы, учебного плана, локальных актов, затрагивающих права детей и их родителей, закрытие и преобразование детских учебных учреждений должно осуществляться только с согласия выборных родительских комитетов или общего собрания родителей обучающихся;
- вернуть в федеральное законодательство норму о финансовой поддержке родителей, выбравших для своих детей семейную форму образования, минимизировать государственный контроль в этой сфере; закрепить право граждан на аттестацию при получении образования любого уровня в форме самообразования;
При разработке закона нужно учесть предложения, выраженные в обращениях президента Академии профессионального образования Е. Ткаченко, правоведов И. Понкина и М.Кузнецова, председателя МОО «За права семьи» П.А.Парфентьева.
Общенациональным,
общегосударственным задачам соответствует проект закона об образовании,
представленный группой разработчиков под руководством лидера движения
«Образование для всех!» О. Смолина. В нем присутствует как здоровый
консерватизм – стремление сохранить то лучшее, что есть в российском
образовании, так и сильная социальная направленность. На государство
накладываются четкие обязанности по повышению финансирования образования,
значительному повышению зарплаты педагогов и их статуса. В отличие от предлагаемого
официальным законопроектом неопределенного и непроверяемого соответствия между
средней зарплатой педагогов по региону и средней зарплатой в экономике данного
региона, законопроект О. Смолина предлагает связать ставки преподавателей со
средними зарплатами в экономике и промышленности страны. Согласно законопроекту О. Смолина минимальные ставки заработной платы и
должностные оклады школьных учителей не могут быть ниже среднего размера оплаты
труда в целом по Российской Федерации. Размер средней ставки заработной платы и
должностного оклада педагогических работников должен превышать средний размер
оплаты труда в промышленных отраслях Российской Федерации. Для преподавателей вузов размер средней
ставки заработной платы и должностного оклада должен превышать средний размер
оплаты труда в промышленных отраслях Российской Федерации в два раза.
Внедрение нового ФГОС в начальном образовании поставило под угрозу само существование внешкольного дополнительного образования. Мы поддерживаем в связи с этим «Обращение педагогов дополнительного образования к руководству и общественности России».
ФГОС для старшей школы, созданный группой А. Кондакова вызвал справедливую острую критику в обществе. Он имеет неустранимые концептуальные недостатки, и должен быть полностью отвергнут. Мы присоединяемся к требованиям Открытого письма против утверждения проекта стандарта среднего (полного) образования, разработанного под руководством Л. Кезиной и А. Кондакова, составленного участниками Всероссийского сетевого Педсовета: 1. Признать качество подготовки проекта стандарта неудовлетворительным. 2. Не утверждать предложенный проект стандарта образования, отправив его на полную переработку. 3. Остановить процедуру принятия стандартов основного и среднего (полного) образования до момента выработки приемлемой процедуры, обеспечивающей утверждение только профессионально подготовленных и прошедших профессиональную и общественную экспертизу стандартов. 4. Новые проекты стандартов образования разработать на основе двухэтапного конкурса: конкурса концепций и последующего конкурса проектов стандарта образования. 5. Отстранить от дальнейшей разработки стандартов образования авторов данного проекта стандарта как некомпетентных исполнителей.
Мы выступаем против намерения А. Фурсенко лишить большинство студентов стипендии. Мы поддерживаем идею О. Смолина о том, чтобы для учащихся, осваивающих основные образовательные программы высшего образования, стипендия должна составлять не менее 80 процентов размера прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Мы поддерживаем идею группы О. Смолина о том, чтобы вхождение в болонский процесс было добровольным для каждого вуза. Мы выступаем против готовящегося массового закрытия вузов, что может вызвать большие негативные социальные последствия.
Коммерциализация, проходящая в рамках бюджетной реформы, уже затронула детские дошкольные учреждения. Создаются автономные детские сады, внедряются дополнительные «добровольные» платные услуги. Образовательные занятия становятся платными, уменьшается количество воспитателей на группу, а сами группы увеличиваются. Ограничивается бесплатное дополнительное образование. С 2012 финансирование сначала всех федеральных, а затем региональных и муниципальных бюджетных учреждений перейдет на основу, диктуемую законом 83-ФЗ. Несомненно, это негативно отразится на уровне образования, здоровья и культуры нации в целом. Безумная экономия на нуждах народа создаст массу проблем уже в ближайшем будущем. Скупой платит дважды. Мы присоединяемся к тем 7 миллионам наших сограждан, которые поставили свою подпись против закона 83-ФЗ. Мы поддерживаем намерение КПРФ внести в Госдуму законопроект, отменяющий реформу бюджетной сферы.
Наша позиция ясна – для сохранения и развития России необходимо сильное социальное государство с доступным для всех бесплатным качественным образованием и здравоохранением.