Позиция АКОО
«Общественный родительский комитет»
по вопросу ограничения
пребывания несовершеннолетних в общественных местах
«Общественный родительский комитет» активно поддерживает Концепцию
государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей и
защиты их нравственности, разработанную по инициативе Общественного совета
Центрального федерального округа, совместно с Комиссией Общественной палаты
Российской Федерации по социальной и демографической политике, Комитетом
Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, Комитетом
Государственной Думы по культуре, Комитетом Государственной Думы по делам
молодежи («Проект Концепции государственной политики в области
духовно-нравственного воспитания детей в РФ и защиты их нравственности»,
Москва, июнь 2008 года, www.moral-law.ru).
В списке приоритетных мер Концепции - меры в областях
распространения массовой информации, безопасности детских игрушек, образования (например, формирование установки
на нравственный образ жизни, семейных ценностей, критического отношения к
продукции СМИ, Интернета, нетерпимого
отношения к нецензурной брани, обеспечение информационной безопасности
содержания и направленности учебников, дневников, тетрадей, профилактика насилия
и агрессивного поведения в образовательных учреждениях, развитие досуга детей в
школах, работа старшеклассников во время школьных каникул, возвращение
экзамена по литературе в состав обязательных экзаменов), детского книгоиздания
и изданий для детей, защиты
нравственности детей (вне образования и семьи), борьбы с половыми преступлениями,
с употреблением детьми наркотических средств, алкогольных напитков, пива и
табачных изделий, а также иные меры. Всего 41 пункт.
Один из
этих пунктов (11ый) - установление законом ограничений времени нахождения детей
без сопровождения родителей (лиц, которым доверено их сопровождение) на улицах,
в иных общественных местах, а также ответственности за нарушение установленных
ограничений.
Насколько
мы знаем, это единственная мера Концепции, которая начинается реализовываться,
не считая частичной реализации мер по борьбе с половыми преступлениями против детей.
Есть
несколько вопросов Концепции, которыми
непосредственно занимается наша организация. Первый из них – защита детей от
информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию. Вся
наша работа в этом направлении – просьбы к органам власти выполнить требования жителей Алтайского края, выраженные
в 2х петициях: от 3 июня 2005г (1450 подписей), от 23 ноября 2007г. (1750 подписей). Проекты
двух федеральных законов на эту тему были приняты в первом чтении ГД
24.06.2009. Этот закон многократно редактировался и оценивался многими
специалистами в области психологии, педагогики, медицины и права. С точки
зрения родительской общественности он является правильным, но требует внесения
некоторых поправок. К сожалению, после огульно отрицательного (с нашей точки
зрения) отзыва Правительства, он «завис» (второе чтение несколько раз
переносилось, последний раз на неопределенный срок).
Вместо него
в ГД были внесены проекты законов (2 взаимосвязанных документа) об ограничении
оборота продукции эротического и порнографического характера – сильно ухудшенный вариант проекта
Минкультуры. Мы поддерживали и поддерживаем эти законопроекты, т.к. они
содержат практически готовый каркас для нормального закона и вообще много
полезного. Однако к этим законопроектам имеются гораздо более существенные
претензии, которые были сформулированы нами еще по отношению к проекту Минкультуры.
Во-первых, законопроекты об ограничении оборота продукции эротического и
порнографического характера могут быть полезными только в
качестве дополнения к законам о защите детей от информации, причиняющей
вред их здоровью и развитию. Нельзя, например, ухудшать, как это делается,
определения понятий (порнографии, эротики, пр.).Во-вторых,
в этих законопроектах есть лазейки для сексбизнеса.
В нынешнем
виде законопроект «Об ограничении оборота продукции эротического и
порнографического характера» является легализацией (сейчас полностью
запрещенного) оборота порнографии и либерализацией оборота иной растлевающей
информации.
Так,
двусмысленность формулировки положения законопроекта о том, на какие материалы не распространяется его действие,
приведет к свободному обороту любой (в том числе целиком порнографической, с
участием детей, тел умерших, животных, с применением насилия) документальной,
научно-просветительской информации. Исходя из определений законопроекта, не
будут считаться порнографией и смогут массово распространяться недетализированные
изображения полового акта, половых органов, а в художественных
произведениях и детализированные.
Обнаженные образы (с прикрытыми интимными местами) в похотливых позах не будут
считаться эротикой. Издания и программы,
которые посвящены нескольким темам (секс, шоу-бизнес, мода и пр.) не будут
ограничены. Производство, продажа и прокат продукции,
признанной порнографической и эротической, будут происходить в одних и тех же,
любых местах, кроме образовательных,
медицинских, спортивных, культурных, религиозных организаций, вокзалов,
остановок, госорганов и пр.
Для
исправления ситуации достаточно внести в законопроекты «точечные» поправки.
Подробнее наши доводы и предложения содержатся в обращении на имя губернатора,
АКЗС и комитета АКЗС по социальной политике, с просьбой направить их обращения
в федеральные органы власти.
Таким
образом, в целях защиты детей необходимо реализовывать множество важнейших мер,
предложенных в Концепции, в том числе исправить и принять четыре закона о
защите детей от информации, причиняющей
вред их здоровью и развитию, и об ограничении оборота продукции эротического и
порнографического характера.
На уровне
Алтайского края необходимо, в том числе, разработать и принять закон Алтайского
края о внесении изменений в закон Алтайского края «Об охране общественной
нравственности». Для чего необходимо включить в рабочую группу представителей общественных организаций – участников круглого стола
«Вопросы охраны общественной нравственности в Алтайском крае: проблемы и пути
их решения». А также не останавливать под надуманными предлогами работу рабочей
группы, а продолжать работу. Подробные предложения общественных организаций
давно переданы в АКЗС и администрацию края.
Необходимо
обратить внимание на то, что Концепция включает в себя пункт 38 (повторю, что
всего 41 пункт), который относится в разделу «Иные меры», его изложение занимает несколько
страниц из 413 страниц Концепции. Пункт этот – единственный, направленный не на поддержку родителей, а на
контроль над ними. Звучит он так: «Совершенствование установленных
законодательством Российской Федерации мер ответственности за неисполнение или
ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних
обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и законных
интересов несовершеннолетних».
Формально в
развитие этого пункта, в ГД внесены законопроекты, в которых с целью
юридической квалификации действий родителей вводится понятия «надлежащее
воспитание ребенка», «право ребенка на заботу», «жестокое обращение с
несовершеннолетним». Согласно этим определениям, воспитание, не основанное в какой-то части на
уважении к тому или иному родителю, истории, традициям и культуре России, к
Конституции и текущим законам, не основанное на идеалах мира, терпимости,
свободы, равенства и справедливости, дружбы между народами, этническими,
национальными и религиозными группами является ненадлежащим. Необеспеченность
ребенку необходимого (с точки зрения государственных органов) для его развития
уровня жизни (питания, одежды, обуви, жилья) – это нарушение его права на
заботу. Жестокое обращение – это грубое, пренебрежительное, унижающее
человеческое достоинство обращение с несовершеннолетним, включая физическое или
психическое насилие над ним (в т.ч. очевидно и наказание). Ненадлежащее
воспитание или ненадлежащее защита прав ребенка родителями ведет к ограничению
или лишению родительских прав и привлечению их к штрафам, в случае жестокого
обращения – к лишению свободы.
Во многих пособиях, по которым уже сейчас готовятся сотрудники
государственных служб, работающих с семьей, под «семейным неблагополучием»,
«нарушением прав ребенка», «жестоким обращением» и «ненадлежащим исполнением
родительских обязанностей» понимается: незначительное телесное наказание и
отправление в угол («физическое насилие»), повышение голоса («психологическое
насилие»), просьбу бесплатно помыть за собой тарелку («эксплуатация детского
труда»), запрет на общение с неподобающей компанией, просмотр таких же сайтов
и фильмов, посещение злачных мест, ведение ранней сексуальной жизни
(«подавление личности»), а также несвоевременный ремонт помещений, отсутствие
отдельной комнаты ребёнка, низкий материальный уровень жизни, неполноценная
диета, невыполнение рекомендаций врача, необоснованный отказ от прививок,
отсутствие документов и пр.
По мнению
сторонников западной системы защиты детей (ювенальной юстиции), такие факты в
жизни детей должны отслеживаться
государством и служить основанием
для принятия мер против родителей.
Родительская
общественность считает данный (ювенальный) подход к защите прав детей
революционным и неприемлемым. Мы уверены, что именно родители (а не
государство) имеют полное право на определение мировоззрения ребёнка. Чиновнику
не место в принятии решений относительно того, какой образ жизни в семье должен
строиться. Излишнее наделение чиновников полномочиями по вмешательству в жизнь
семьи - это абсурдная идея, которая может представлять очень серьезную опасность.
Мы против создания системы,
отслеживающей все отклонения (в их начальной стадии) семейной жизни от норм
«благополучия», устанавливаемых государством. Против дальнейшей коррекции этих
отклонений и приведения образа жизни членов семей в соответствие с государственными
нормами. Ведь это означает, что родители негласно понимаются как нанятые
государством работники для воспитания их же детей. При этом государство, как
работодатель, пристально следит за тем, как лукавые рабы справляются с задачей.
Чуть что, на взгляд государства, не так - проштрафившихся
добровольно (под угрозой увольнения и тюрьмы) или принудительно исправляют.
В качестве
обоснования необходимости внедрения ювенальной системы называется острый кризис
института семьи, широкое распространение семейного неблагополучия. Однако
массовое семейное неблагополучие в нашей страны является результатом действия
на людей глобальных общественных факторов, для защиты от которых, собственно, и
существует институт государственной власти. Бедность, пьянство, наркомания,
преступность, эгоизм, насилие и распущенность достигли огромных размеров именно
благодаря действиям и бездействию государственных и иностранных организаций (в
том числе в области экономики, образования, культуры, массовой информации и
рекламы). Меры против нерадивых родителей, конечно, нужны, однако они должны
быть разработаны на основе российских представлений, при широком обсуждении
обществом, и главное, иметь свое 38е (из 41) место в списке приоритетных мер,
которые необходимо реализовать государству.
В качестве
предупредительной и информационной меры 3
марта 2010 года в Барнауле был проведен пикет "Спасем детей - спасем
Россию!", собравший 330 подписей против ювенальной юстиции. Наши обращения
были направлены многим депутатам ГД, президенту, в Совет Федерации, губернатору.
Вывод: ограничение
пребывания несовершеннолетних в общественных местах является полезным только
как первый шаг в реализации Концепции государственной политики в области
духовно-нравственного воспитания детей и защиты их нравственности. Необходимо
реализовать остальные приоритетные меры (см. выше). В том числе,
надо исправить и принять федеральные и краевой законы, защищающие детей от
растлевающей их массовой информации.
Поворот
защиты детей в сторону внедрения ювенальной системы, превращающей родителей в
государственных работников по выращиванию детей, является грубым искажением
Концепции и неприемлем. Государство, в т.ч. на уровне Алтайского края, должно помогать родителям, а не
мешать, не указывать им.
www.rodkom2005.narod.ru