Президенту
РФ Медведеву
Д.А.
Губернатору
Алтайского
края Карлину
А.Б.
«О
системе
раннего
выявления
неблагополучия»
Обращение
участников
круглого
стола
«Ювенальная
юстиция –
угроза семье,
обществу и
государству»
(г.
Барнаул, 19
декабря 2010г.)
По
сообщениям
СМИ, в России
и Алтайском
крае начал
свою работу
единый
телефон
доверия для
детей. В
Барнауле прошли
семинары для
специалистов
муниципальных
органов по
обучению
межведомственному
взаимодействию
в выявлении
семейного
неблагополучия,
работе мобильных
бригад и
кураторов
семей. В этом
году планировалось
охватить более
10
муниципалитетов
края.
Сообщается,
что наш
регион
является
одной из немногих в
стране
экспериментальных
площадок по этим
вопросам.
Считаем
своим долгом
донести до родителей
информацию о
некоторых,
имеющих
отношение к
этим событиям,
нормативных
актах:
целевой
программе
«Раннее
выявление
социального
неблагополучия
и работа с
семьями
группы риска
в Алтайском
крае «Свет в
родном окне»
на 2009-2011 годы»
(утвержденной
постановлением
администрации
края от 20.07.09),
«Методических
рекомендациях
для
специалистов
органов и
учреждений
системы
профилактики
безнадзорности
и правонарушений
несовершеннолетних
по вопросу
защиты детей
от жестокого
обращения»
(утвержденных
комиссией по
делам несовершеннолетних
Алтайского
края 23.06.2010),
ответных
письмах краевых
управления
по
социальной
защите населения
и комиссии по
делам
несовершеннолетних,
др. Их краткий
пересказ
приведен в
Приложении.
Этими
актами
создается
система
раннего выявления
всех отклонений
(в их
начальной
стадии)
семейной жизни
и
взаимоотношений
с детьми от
неких норм
благополучия,
дальнейшей
коррекции
этих
отклонений и
приведения
образа жизни
членов семей
в
соответствие
с этими
нормами
(далее – Система).
В
связи с тем,
что данные документы
относятся ко
всем без
исключения людям,
мы считаем,
что их (а
также все
другие
нормативные
акты в
области
защиты детей)
необходимо
опубликовать
в полном
объеме и вынести
на открытую
дискуссию с
участием родительской
и
педагогической
общественности.
Со
своей
стороны мы солидарны
с позицией ниженазванных
лиц и
организаций
относительно
нововведений
в сфере
защиты
несовершеннолетних.
Так Всемирный
Русский Народный
Собор констатировал,
что уровень
опасности
для детей в
семье (пусть
даже
неполной или
проблемной)
сегодня
значительно
ниже, чем в
любом другом
пространстве
жизни детей.
Право
родителей
определять,
каким должно
быть
воспитание
их детей,
гарантировано
Конституцией
и
российскими
законами. Отход
от этих
правовых
норм, дающий
возможность
грубо
вмешиваться
в
воспитательный
процесс, создание
дополнительных
предпосылок,
на основании
которых
можно
разлучать
родителей и
детей, не
имеет
никаких
нравственных
оправданий и
является
шагом к
разрушению
семьи. Особого
внимания
заслуживает
вопрос о
возможности
изъятия
детей из
семьи по
причине «материальных
трудностей»
и «низкого
уровня
развития». В
подобной
ситуации
ребенка
могут
разлучить с
родителями
по причине бедности
последних,
что
однозначно
должно
квалифицироваться
как
проявление
дискриминации
по социальному
признаку. Усиление
зависимости
граждан от
произвола в
сфере
родительских
отношений и
обязанностей
чревато трагическими
последствиями,
масштаб которых
на
сегодняшний
день
общество еще
не представляет
себе в полной
мере. Эти опасения
тем более
основательны
на фоне
множества
неопределенных
обтекаемых
терминов,
позволяющих
органам
опеки и
попечительства,
прокурорам и
судам
злоупотреблять
предоставленными
им
полномочиями.
Согласно
заключению д.ю.н.,
профессора
академии госслужбы
при
Президенте России
И.В.Понкина
(на проект
представленного
в
Общественной
палате
федерального
закона, которым
«узаконивается»
новая «система
сопровождения
семьи»)
вводимые
правовые
нормы и
механизмы
являются
неправомерными
с точки зрения
Конституции
России и
международного
права.
Фактически
создается
инструмент
бесконтрольного
и
безнаказанного
произвольного
вторжения во
внутренние
дела
российских
семей,
бесконечного
их третирования
посторонними
лицами,
апеллирующими
к
произвольным
и субъективистким
трактовкам
ситуации.
Директор
Института
демографических
исследований
И.И.Белобородов
считает, что
причины
насилия в
семье
известны. Это
алкоголизм,
наркомания,
шквал
насилия на
телеэкранах.
Мы говорим о
плохом
материальном
обеспечении
детей в
семьях, а в
школах
кормим их на 20
рублей. Пока
государство
не решит эти
проблемы, оно
не имеет
права
вторгаться в
жизнь семьи.
По
мнению гл. консультанта
Правового
управления
Аппарата
Совета Федерации
О.В. Летковой,
под «жестоким
обращением» в
вводимой системе
понимается
не истязание
детей и
другие
преступления
против
личности,
ответственность
за которые
уже предусмотрена
в Уголовном
кодексе. Речь
идет о
запрете
любых
домашних
наказаний.
Разработчики
Системы
особенно и не
скрывают
этого. В
статье
«Изоляция от
родителей -
крайний вариант»
газеты
«Вечерний
Барнаул» от 28
августа № 128, прямо
говорится о
том, что
физически
наказать
ребенка,
поставить
его в угол, «все,
от чего
ребенок
начинает
плакать» -
это жестоко,
подлежит
уголовному
преследованию
и требует
профессионального
исправления.
О
том, что
создаваемая система
подрывает
презумпцию
невиновности
и презумпцию
добропорядочности,
являющиеся
одними из
основных
принципов
уголовного и
гражданского
права, пишут
в своих работах
детские
психологи
И.Я. Медведева
и Т.Л. Шишова. У
всех народов
во все
времена
предполагалось,
что родители
плохого
своим детям
не пожелают. А
подозрения в
умышленном
причинении
вреда
выдвигались
против
родителей в
самую последнюю
очередь и
только при
наличии неоспоримых
доказательств.
Такого
юридического
термина нет,
но в каком-то
высшем
смысле в
основе семейного
законодательства
всегда лежала
презумпция
родительской
любви, а не
презумпция
виновности
родителей.
Воспитание
по своей
природе
очень консервативно,
поскольку
принципиальные
новации в
этой сфере
слишком
рискованны.
На
протяжении
тысячелетий
любящие
родители не
могли
обойтись без
такой
воспитательной
меры как
наказание (в
том числе
физическое в
случаях,
когда не
действуют
слова). Ведь
когда все
меры
словесного убеждения
исчерпаны,
наказание
является единственным
способом
включить
разум, простимулировать
вторую
сигнальную
систему (по
академику И.П.
Павлову),
вызвать
охранительное
торможение
подкорки. В
этой связи
вышеназванные
авторы
делают вывод
о том, что
борьба с
якобы
«жестоким» отношением
к ребенку ведет
к
беспрепятственному
растормаживанию
подкорки и, в
конечном
счете, к
погибельному
(нередко в
прямом
смысле слова)
расчеловечиванию.
Уполномоченный
по права
человека в РФ
В.П.Лукин обращает
внимание на
то, что в
Европейской конвенции
о защите прав
человека и
основных
свобод,
Конституции
Российской
Федерации и
других
правовых
актах установлен
порядок, при
котором
частная жизнь
неприкосновенна
и защищена от
внимания и
влияния
внешнего
мира. По его
мнению, сбор
персональных
данных о
детях и их
семьях (в данном
случае в
рамках так
называемого «Паспорта
здоровья
школьника»)
должен быть
строго
добровольным.
Построение
вышеописанной
системы
защиты
несовершеннолетних
может
привести к тому,
что родители
будут
являться
нанятыми
работниками
для
воспитания
их же детей. А
всевозможным
«специалистам
по детям» будет
виднее, как
надо кормить,
одевать, лечить,
обучать,
наконец,
просто
воспитывать
наших детей.
Смысл
их работы будет
заключаться в том, чтобы
указывать
родителям
(шантажируя
лишением детей
и уголовным
преследованием).
Такое
изменение
подхода к
семье и
воспитанию
детей
является
революционным.
В ответ на
эту угрозу в
стране создан
Объединенный
общественный
комитет по защите
семьи,
детства и
нравственности,
проведены
два
Общественных
слушания, снимаются
фильмы,
издаются
книги,
наполняются
информацией
по теме
многочисленные
периодические
издания и сайты
в сети
Интернет, во
многих
городах
проводятся
«Всероссийские
родительские
стояния»,
акции «Миллион
писем
Президенту»
и «Миллион
листовок»,
работают
«горячие
линии» для
сообщения
обо всех
беззаконных
действиях по
отношению к
семье. 13 марта
2010 года в
Барнауле
состоялся
пикет
родителей,
собравший 330
подписей. 21
марта 2010 года в
Москве прошел
пятитысячный
митинг. 22
апреля 2010 года
с заявлением
по вопросам
защиты прав
семьи и
ребенка
выступил президиум
Межрелигиозного
совета
России. 26 мая 2010
года XIV
Всемирным
Русским
Народным Собором
была принята
резолюция
«Опыт духовно-нравственной
традиции –
альтернатива
тотальному
контролю над
семьей».
Призываем
всех
неравнодушных
родителей проявить
бдительность
и
солидарность.
Приложение:
краткий
пересказ
нормативных
актов.
Приложение
Краткий
пересказ
нормативных
актов
Под
неблагополучием
в строящейся
Системе
понимаются
«трудная
жизненная
ситуация»,
«социально
опасное
положение»,
которые
включают в
себя
«конфликты»,
«одиночество»,
«не
исполнение
родителями
обязанностей
по
воспитанию,
обучению и
содержанию
детей»,
«отрицательное
влияние
родителей на
поведение
детей»,
«жестокое
обращение с
несовершеннолетними»
и «тому
подобное» (то
есть список
является
открытым).
Жестоким
обращением
считается
любое действие
или
бездействие
родителей,
ведущее к
причинению
(или
возникновению
высокой
вероятности
причинения)
серьезного
вреда детям.
Выделяют
несколько
видов
жестокого
обращения:
физическое,
сексуальное,
психологическое
насилие,
пренебрежение
основными
потребностями
и нуждами
ребенка.
Насилием
называют
любую форму взаимоотношений,
направленную
на установление
или
удержание
контроля
силой над другим
человеком. Физическое
насилие – это
действия
(бездействие)
со стороны
родителей, в
результате которых
здоровье
ребенка
нарушается
или находится
под угрозой
повреждения:
нанесение
ребенку
физических
травм и телесных
повреждений,
избиения,
удары (в том
числе с
использованием
различных
предметов в
качестве
орудия насилия),
пощечины и
др.
Психологическое
(эмоциональное)
насилие
включает в
себя
обвинения в
адрес
ребенка (брань,
крики),
принижение
его успехов,
унижение его
достоинства,
осмеяние,
обман
ребенка,
отвержение
ребенка,
длительное
лишение
ребенка
любви, нежности,
заботы и
безопасности
со стороны
родителей,
принуждение
к одиночеству,
ограничение
его активности,
совершение в
присутствии
ребенка
насилия по отношению
к супругу или
другим
детям.
Пренебрежение
потребностями
и нуждами
ребенка -
невнимание к
основным
нуждам
ребенка в
пище, одежде,
потребностям
в
образовании
и развитии,
медицинской
помощи
(ребенок не
расчесан,
нуждается в
услугах
зубного
врача, плохая
гигиена кожи
и пр.).
Заподозрить
детское
неблагополучие
можно, если у
ребенка
имеются раны
и синяки (разные
по времени
возникновения,
в разных частях
тела,
непонятного
происхождения,
имеют форму
пряжки ремня,
ладони, прута
и пр.),
родители
поздно
обращаются
за медицинской
помощью или
инициатором
обращения
являются
другие люди,
родители дают
противоречивые,
путаные
объяснения
случившемуся,
обвиняют
ребенка в нанесении
самоповреждений,
не оказывают
ребенку поддержки
при
медицинском
осмотре,
отсутствует
обеспокоенность
за здоровье
ребенка или напротив
демонстрируется
преувеличенная
забота (псевдолюбовь),
у ребенка
задержка
развития,
роста, отклонения
в поведении,
нарушение
сна, он может
становиться
агрессивным,
импульсивным,
взрывчатым,
тревожным
(когда плачут
другие дети),
необычайно
стеснительным,
нелюбопытным,
уступчивым,
податливым,
печальным,
беспомощным,
заторможенным,
апатичным,
может
уставать, избегать
сверстников,
бояться
взрослых и играть
только с маленькими
детьми, а не с
ровесниками,
бояться физического
контакта,
темноты, людей,
их гнева,
сосать
пальцы,
вырывать
волосы,
чувствовать
себя
ненужным,
плохим,
глупым,
никчемным,
потерять
смысл, цель в
жизни (у
подростков) и
пр.
Выделяют
явные
признаки неблагополучия
– это,
например,
следы побоев,
другого
физического
воздействия,
отсутствие в
доме
спальных
мест,
постельных
принадлежностей,
одежды, пищи
и иных предметов,
соответствующих
возрастным
потребностям
детей, пьяные
драки в
присутствии ребенка
и др.
Дается
понятие
непосредственной
угрозы жизни
и здоровью
ребенка: если
ребенок, имеющий
серьезные
соматические
или психические
расстройства,
нуждающийся
в получении
медицинской
помощи, не
получает ее,
если ребенок нуждается
в неотложной
медицинской
помощи (имеет
повреждения
или
обострения
заболевания),
если он
находится
без
надлежащего
ухода, в
течение
длительного
времени
остается
голодным,
находится
дома без
надзора
взрослых, находится
на улице без
взрослых в
условиях,
опасных для
его жизни и
здоровья или
с угрозой
высокого
риска
несчастного
случая
(например, в
холодное
время, рядом
с водоемами,
городским
транспортом),
если
не вызывает
сомнения
возможность
наступления
для ребенка
то или иного
вреда
здоровью в силу
самых разнообразных
причин
и пр.
В
стране и
регионе
внедряется
механизм межведомственного
взаимодействия
по раннему
выявлению
всех фактов
неблагополучия,
максимальной
вовлеченности
в этот процесс
медицинских
работников,
работников учреждений
образования,
социальной
защиты,
представителей
гражданского
общества.
Проводится
регулярное
обучение
детей правам
ребёнка
(массовые
акции с
участием
детей, распространение
буклетов,
брошюр и
плакатов).
Молодые
журналисты
реализуют
проект
«Ремень - не
метод
воспитания»,
конкурсы
«Последствия
физических
наказаний»,
«Родительское
раскаяние».
Взрослые
журналисты информируют
о случаях
насилия над
детьми и воспитывают
нетерпимое
отношение
общества к подобным
ситуациям.
Основным
структурным
элементом
приема и передачи
сигнала о
раннем
неблагополучии
ребенка
является
круглосуточный,
единый и
бесплатный
"телефон
доверия".
Проводится
обучение
консультантов телефона
доверия
специфике
работы
с детьми,
приему и
передаче
сигнала о
неблагополучии
ребенка.
Организуется
повсеместное
информирование детей об этом
телефоне
через школы,
социальную
рекламу и пр.
Сигналы о
детском
неблагополучии
(звонки
граждан, сообщения
родственников,
соседей,
председателей
домовых,
уличных
комитетов,
органов
территориального
самоуправления
и т.д.)
поступают в
комиссию по
делам
несовершеннолетних
и защите их прав,
в отделение
по делам
несовершеннолетних
органов
внутренних
дел, в
образовательные
учреждения, в
поликлинику
по месту жительства
ребенка, в
прокуратуру,
в судебные
органы.
Сотрудники
медицинских,
образовательных,
социозащитных
учреждений
при
выполнении
основных
служебных
обязанностей,
а также при
проведении
рейдов,
акций,
операций,
посещений на
дому обязаны
распознавать
признаки детского
и семейного
неблагополучия.
Не
всегда эти
признаки
очевидны и часто
лишь
внимательное
общение с
ребенком и
его семьей
может выявить
нарушение прав детей
родителями.
В
случае
выявления
явных
признаков
учреждения
немедленно
направляют
информацию в
правоохранительные
органы,
комиссии по делам
несовершеннолетних,
органы опеки
и
попечительства,
которые направляют
по
указанному
адресу
мобильную рабочую
группу для
проверки
сигнала и
определения
степени
риска
пребывания
ребенка в
семье, проводят
обследование
условий
жизни и воспитания
ребенка.
Если
факты
негативного
обращения с
ребенком
подтверждаются,
готовятся материалы
в суд о
лишении или
об
ограничении
родительских
прав,
составляется
административный
протокол по
статье 5.35 КоАП РФ
(неисполнение
родительских
обязанностей).
Одновременно
семья
ставится на
учет в социальной
службе и
включается в
реабилитационные
программы. За
ней
закрепляется
куратор, задачами
которого
является
установление
доверительного
контакта с
семьей, диагностика
проблемных
зон,
мотивирование
членов семьи
на изменение
и
координирование
выполнения
мероприятий.
Родители
подписывают
план безопасности
для ребенка -
перечень
конкретных
действий с
указанием
сроков,
ответственных
лиц и контроля
за
исполнением.
При
невыполнении
плана
ребенок
должен быть
отобран из
семьи и
помещен в
безопасные условия.
В
ближайшем
будущем
ставится
задача
широко привлекать
к выявлению,
обследованию
и кураторству
негосударственные
организации,
что позволит
не только
более
качественно
изучить внутрисемейную
ситуацию, но
и изменять ее
в нужном
направлении.
При
отсутствии в
доме
предметов,
необходимых
для
обеспечения
должного
ухода за
детьми, даже
если ранее
родители не
привлекались
к
административной
ответственности
по указанной
статье,
правоохранителями
решается
вопрос о
возбуждении
уголовного дела
в отношении
родителей.
Если
жизни и
здоровью
ребенка
непосредственно
угрожает
опасность
(что под этим
понимается см.
выше), он
немедленно
отбирается
из семьи (при
необходимости
- с участием
правоохранительных
органов).
При
поступлении
устных или
письменных
обращений,
содержащих
признаки
детского
неблагополучия,
проводится
обследование
условий жизни
несовершеннолетнего
гражданина и
его семьи. В
ходе
обследования
используются
такие формы
получения
сведений, как
беседа с
ребенком, его
родителями и
другими членами
семьи, опрос лиц,
располагающих
данными о
взаимоотношениях
родителей с
ребенком, их
поведении в быту,
наблюдение,
изучение
документов,
учебных и
творческих
работ
ребенка и
другие.
По
результатам
обследования
составляется
акт
обследования
условий
жизни несовершеннолетнего
гражданина и
его семьи (на
пяти страницах),
содержащий
подробные
сведения о
состоянии
здоровья,
внешнем виде,
социальной
адаптации,
воспитании и
образовании, обеспечении
безопасности,
удовлетворении
эмоциональных
потребностей
ребенка, а также
о родителях
ребенка
(работа и
доход,
регистрация
брака,
участие в
воспитании и
содержании
ребенка и
пр.), лицах,
проживающих
совместно с
ребенком, об иных
родственниках
ребенка, об
отношениях
между
членами
семьи,
социальных
связях ребенка
и его семьи,
жилищно-бытовых
и
имущественных
условиях,
структуре
доходов семьи,
имуществе и
имущественных
правах
ребенка,
достаточности
доходов
семьи
для
обеспечения
основных
потребностей
ребенка,
результатах
беседы
с
ребенком о его
отношении и
привязанности к каждому
из родителей
и другим
членам семьи,
результатах
опроса
лиц,
располагающих
данными о
взаимоотношениях
родителей с
ребенком, их
поведении
в быту и т.д.