О
новой системе учета населения и предоставления услуг людям
Обращение круглого стола "Угрозы семье, детям, обществу и государству" (г. Барнаул, 24.09.2011г.) к соотечественникам и власть имущим
Мы выражаем серьезную
обеспокоенность внедрением в нашей стране и Алтайском крае новой (электронной) системы учета населения и предоставления услуг людям. Данная система основана
на цифровой идентификации личности и
создании консолидированной базы данных, в которой будет содержаться
информация обо всех сторонах жизни человека.
В частности, Правительство Российской Федерации в
целях осуществления обслуживания универсальных электронных карт (УЭК) обязало
органы власти и внебюджетные фонды подключить свои информационные системы к единой системе межведомственного
электронного взаимодействия (СМЭВ) и обеспечить круглосуточный, в автоматическом режиме,
доступ «уполномоченным организациям» к необходимой им информации (постановление
Правительства N 552). Кроме того, отныне все ведомства и организации
обязаны использовать СМЭВ при информационном
обмене друг с другом (постановление Правительства
N 697). Последнее постановление позволяет брать из СМЭВ информацию о человеке безо всяких его действий с картой или обращений
его за услугами, если это «необходимо в целях реализации полномочий,
возложенных нормативными правовыми актами». Единственным исполнителем работ по СМЭВ, федеральной части
универсальной электронной карты (УЭК),
использованию мобильных устройств для доступа к электронному
правительству и т.д. - распоряжениями Правительства определено ОАО
"Ростелеком". В настоящее время
Ростелеком заключает соглашения со всеми регионами России о внедрении местных
сегментов электронного правительства. Также
в субъектах Федерации ведется работа по созданию и ведению так называемых единых социальных регистров (реестров) населения, объединяющих
конфиденциальную информацию из всех ведомств и организаций. Реализуются
региональные автоматизированные системы
управления образованием и
здравоохранением, объединяющие в единые системы информационные пространства
отдельных образовательных или медицинских организаций. Предполагается, что вся информационная
работа (включая обработку персональных данных) будет производиться в
централизованных мощных центрах обработки данных, принадлежащих
коммерческим организациям («уполномоченным организациям», Ростелекому, «многофункциональным
центрам», т.д.).
Распоряжением Правительства
утвержден перечень базовых информационных ресурсов, используемых при
предоставлении всех государственных или муниципальных услуг. Базовые ресурсы
должны содержать идентификаторы (пенсионный номер СНИЛС, налоговый номер ИНН),
позволяющие получить сведения о человеке. Органы-обладатели базовых ресурсов (Пенсионный
Фонд, Федеральная Налоговая Служба, Федеральная
Миграционная Служба России и др.) будут обязаны обеспечить к ним круглосуточный
непрерывный доступ в электронном виде посредством СМЭВ, а заинтересованные
органы и организация при запросе сведений о людях - в обязательном порядке
указывать эти идентификаторы.
Различными актами вводятся ключи для
доступа к строящейся системе: универсальная (или иная) электронная карта,
«личный кабинет» на интернет-портале госуслуг, флэш- или сим- карты с
электронной подписью, а также паспорт,
медицинский полис, водительские права, охотничий билет и другие документы, содержащие идентификаторы человека, штрих-коды, машиночитаемые записи, чипы. Автоматизированный сбор персональных
сведений в единую базу данных будет происходить путем использования того или
иного средства электронной идентификации личности: документа или устройства,
содержащего доступный для машинного сканирования, уникальный и постоянный на
протяжении значительной части жизни человека номер. Осуществляться это может
разными способами, например, радиочастотным
(при использовании электронной карты) или оптическим
(при использовании документа со штрих-кодом, содержащем вышеуказанный номер). В
данных условиях эти документы или устройства служат средствами электронного
контроля.
По нашему убеждению, эти и подобные
действия позволяют злоумышленникам
использовать личную информацию и технические средства в несанкционированных человеком целях (в
том числе явно криминальных). Растет
угроза предвзятого
отношения к людям на основании их взглядов и образа жизни, возможность манипулировать выбором людей и их сознанием,
ограничивать их свободу. Человека не нужно будет даже заставлять что-то делать
- он настолько будет подавлен тем
объемом информации, которую о нем знают, что ему можно ставить любые условия. Особенно, если он будет
заинтересован в получении неких благ от государства. В таком обществе героев
будут единицы. 99 процентов общества будут послушны
любой системе, которая будет иметь такую информационную власть. По этим
причинам в других странах, например, нет унифицированной электронной карты.
В Германии единая карта законодательно запрещена. В Англии упразднены электронное удостоверение и
Регистр идентификации, уничтожены базы данных. В Южной Корее из-за высокого уровня мошенничества население отказалось
пользоваться услугами электронного правительства. Евросоюз и США
предлагают России то, от чего уже отказались страны, преуспевающие в сфере
электронных технологий.
Управленческие функции государства,
полномочия государственных органов передаются коммерческим структурам, которые будут вместо обеспечения и защиты
наших прав (в жизненно важных сферах здравоохранения, образования, труда,
социального обеспечения, охраны детства и материнства, защиты права частной
собственности) оказывать платные
услуги в электронной форме. Как запланировано в Концепции формирования
информационного общества в России, на начальном этапе создания государство
берет на себя основные расходы, но в дальнейшем уходит с рынка. При этом «значительные финансовые ресурсы будут
поступать от населения в виде оплаты
предоставляемых информационных и коммуникационных услуг». После ухода с рынка
государства люди могут попасть под власть иностранных и транснациональных
хозяев коммуникационных сетей.
На внедрение электронной карты и других элементов
информационного общества планируется потратить многие сотни млрд. рублей. Мы
считаем, что в России есть более важные и первоочередные расходы. Это
социальные программы защиты бедных семей, гарантии бесплатного среднего образования, создание
реальных рабочих мест и строительство жилья для молодых и многодетных семей.
Нужны и инвестиции в инновации, которые помогут поднять реальную экономику. У нас же
техническое оснащение коммуникационных систем, даже чип для карты - иностранные, что представляет
угрозу безопасности России и создает
возможность управления ею извне.
В данных условиях построение новой системы может привести к вытеснению и ликвидации традиционных механизмов взаимодействия общества и государства, а
значит к превращению человека из субъекта общественных отношений в объект
машинного управления, к тотальному идеологическому и иному контролю над
личностью, к технотронной диктатуре.
16 апреля
Согласно материалам этих форумов и
конференций, правовой базой угрожающей
безопасности России и каждого ее гражданина «тотальной электронизации»
являются ратифицированные нашей страной международные договоры и принятые во их исполнение законы и ведомственные акты: Хартия глобального информационного
общества (2000г.), «Декларация принципов: построение информационного общества –
глобальная задача в новом тысячелетии» и «План действий по построению
глобального информационного общества» (2003г.), «Тунисское обязательство» и
«Тунисская программа для информационного общества» (2005г.), Конвенция о защите
физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных; законы «О персональных данных», «Об
организации предоставления государственных и муниципальных услуг», «Об
обязательном медицинском страховании», а также «Концепция формирования информационного общества в России»,
«Стратегия развития электронной промышленности России на период до 2025 года»,
«Стратегия развития информационного общества в России», «Концепция формирования
в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года», «Программа
развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года». Алтайские
родительские организации присоединились к требованиям московских собраний о расторжении (признании утратившими силу) перечисленных документов. Мы
требуем внести изменения в действующее законодательство с целью закрепления права граждан
использовать при реализации всех своих прав и обязанностей традиционные способы учета персональных данных и традиционные документы
без применения личных кодов, штрихового кодирования информации, идентификационных
номеров, микрочипов и других средств автоматической идентификации личности.
Также в Барнауле к московским акциям были приурочены
одиночные пикеты активистов краевого
движения «Много деток – это хорошо».
Пикетчики держали плакаты «Мы против универсальной электронной карты», «УЭК –
электронный концлагерь», «ЕГЭ, УЭК, чип. Не дай себя обмануть!». Ранее (19
декабря прошлого года) в краевой столице состоялся круглый стол «Ювенальная
юстиция – угроза семье, обществу и государству». В работе круглого стола
участвовали 12 родительских, многодетных
и иных общественных организаций, члены Барнаульской и Независимой
краевой Общественных палат. Участники мероприятия направили руководству страны заявление по вопросам сосредоточения в единых хранилищах личной
информации различных сведений о детях и
членах их семей, массового внедрения средств автоматической идентификации
людей. В письме утверждалось, что все это
напрямую затрагивает многие конституционные принципы.
Как было сказано в заявлении, группа
родителей предоставила нам ответ Министерства связи и массовых коммуникаций,
направленный им по поручению Администрации Президента РФ, в котором заявлено, что Минкомсвязь полностью разделяет
беспокойство по поводу возможности массового
принуждения людей к использованию пластиковых карт, идентификационных номеров и
автоматизированных систем, накапливающих сведения о многих сторонах жизни
людей. Полноценная жизнь в обществе, осуществление прав и свобод, в том числе
прав на социальную помощь, говорится в ответе Минкомсвязи, не должны зависеть
от того, какую из систем учета
(традиционную бумажную или новую электронную) выбирает человек. Это
принципиально важный тезис, но для реализации такого права выбора необходимо создать эту альтернативу традиционной системе документирования при оказании
государственных и муниципальных услуг населению. Именно такая постановка
вопроса, вызванная к жизни новыми возможностями, предоставляемыми современными
информационными технологиями, закладывается в основу планов Правительства
Российской Федерации, Минкомсвязи России, других ответственных ведомств при
построении электронного правительства.
Участники барнаульского круглого
стола потребовали обеспечить соблюдение
конституционных и законодательных гарантий добровольности
участия людей во всех мероприятиях, основанных
на цифровой идентификации
личности и объединении электронных баз личных данных. В случае если принимаемые
или уже принятые нормативно-правовые акты не обеспечивают добровольности участия,
общественники просили привести их в соответствии с данными обещаниями и Конституцией России.
В связи с изложенным, мы обращаемся к
руководству России и Алтайского края
с требованием обеспечить в своей деятельности реализацию принципа свободного выбора человеком между новой
электронной системой учета (с
использованием электронных карт и других
документов, содержащих цифровые
идентификаторы человека, штрих-коды, машиночитаемые записи, чипы) и
традиционной системы (без использования
использовании средств автоматической идентификации личности).
Все мероприятия по внедрению новой
системы учета должны проводиться при условии добровольного волеизъявления
человека, основанного на предоставлении ему (в том числе через официальные СМИ)
необходимой, полной и достоверной информации (в том числе по вопросам
добровольности в получении и использовании вышеназванных документов, а также не
только о преимуществах, но и недостатках того или иного решения).
Безнравственно манипулировать
людьми, распространяя недостоверную
и одностороннюю информацию об
обязательности и преимуществах
новой системы. Уверены, что
соблюдение конституционных принципов не совместимо с отношением к народу как к
объекту манипуляций, которого можно стимулировать в нужном направлении. В противном
случае со стороны власти произойдет навязывание
своей воли тому, кто по
Конституции является ее единственным источником.
Недопустимо принуждать людей к получению и использованию документов нового
образца, особенно используя необходимость для людей получать заработную плату,
социальные выплаты, пенсию, иметь медицинские полисы, пенсионные удостоверения,
водительские права, льготные проездные билеты, осуществлять различные платежи и
пр.
После ввода электронных документов и
способов общественного взаимодействия параллельно должны продолжать действовать
традиционные документы и способы. Нельзя принимать государственные решения,
существенно ухудшающие
функционирование традиционной системы
учета.
Обращаем внимание на то, что во
многих случаях строительство новой системы
основано не на законах, а на подзаконных
актах или вообще не урегулировано
правом. В то же время, основной закон современной России - Конституция разрешает ограничивать права и свободы человека только федеральным законом,
принятым депутатами Госдумы (статья 55 Конституции РФ). Более того, такие
основополагающие права человека, как право на неприкосновенность частной жизни
(информация о частной жизни не может собираться, храниться, использоваться и
распространяться без согласия человека), свобода совести (включая право иметь
убеждения и действовать в соответствии с ними) не подлежат ограничению даже в условиях чрезвычайного положения. Поэтому
многие наши действия, об обязательности
которых широко распространяется официальная информация, юридически являются «добровольным волеизъявлением». Угрозы
о том, что без них у человека будут ограничены конституционные права на
образование, медицинскую, социальную и
иную помощь, являются неправомерными.
Речь идет, например, о следующих
шагах на пути к строящемуся «светлому будущему»: сдача аттестационных экзаменов
выпускниками 9-х классов школы в новой (тестовой, типа ЕГЭ) форме, дача согласия человеком на
обработку его персональных данных, регистрация детей в системе пенсионного
страхования, получение ими пенсионного свидетельства, предоставление СНИЛС всеми гражданами во всех случаях жизни, в т.ч. в медицине (за исключением случаев уплаты
страховых взносов в Пенсионный фонд),
открытие банковского счета на ребенка, анкетирование детей на предмет ситуации в их семьях, заведение различных
паспортов (досье) школьника,
конвейерная вакцинация, обмен
традиционных медицинских полисов на
полисы со штрих-кодом человека, грядущее получение и использование людьми
универсальной электронной карты и т.д.
Недавно мы получили ответные письма Минкомсвязи и Минздравразвития России, а также Прокуратуры и Главного управления по здравоохранению и
фармацевтической деятельности Алтайского
края по вопросам истребования от
пациентов при оказании медицинской помощи широкого набора документов.
Данные федеральные и краевые ведомства,
в частности, сообщили общественности, что закон не ставит возможность оказания медицинской помощи в зависимость от
наличия и отсутствия у человека (застрахованного лица) пенсионного номера
СНИЛС. Люди, обращаясь за медицинской помощью в медицинскую организацию,
обязаны предъявить только полис
обязательного медицинского страхования. Более того, застрахованное лицо вправе отказаться от получения
медицинского полиса нового поколения, при этом гражданин не утрачивает права на
бесплатное оказание медицинской помощи медицинскими организациями при
наступлении страхового случая. Также в очередной раз было подтверждено, что
согласно закону люди имеют право на
получение услуг не только в электронной, но и в иных формах по своему выбору, а государство обязано им эту возможность выбора
обеспечить. Отсутствие у гражданина универсальной
электронной карты не повлияет на
возможность получения государственных и муниципальных услуг с использованием других
средств.
Ранее прокуратура Алтайского края
подтвердила добровольность дачи согласия
на обработку персональных данных.
Таким образом, предъявление в
поликлиниках и больницах (школьных медицинских кабинетах) паспорта, СНИЛС и
нового медполиса, дача согласия на передачу и хранение врачебной тайны, а также
прочие аналогичные шаги в электронное будущее юридически являются добровольным
волеизъявлением человека.
Таким же добровольным было участие в
прошлогоднем обмене медицинских полисов
детей и пенсионеров. Как пояснили нам прокуратура и Главное управление по здравоохранению и фармацевтической
деятельности края, «старые» полисы (без штрих-кода) действительны по сию пору и
будут действительны до их добровольной замены на полисы единого образца. Отказ
несовершеннолетнему пациенту в оказании медицинской помощи на основании того, что им не была
произведена замена полиса, признан противоречащим закону. В адрес главного
врача медучреждения, нарушившего закон, внесено прокурорское представление.
Также краевая прокуратура сообщила,
что в Алтайском крае проводится апробация государственной аттестации
выпускников 9-х классов в новой форме. В 2011 году в этом эксперименте
участвовало 82 региона РФ. Вместе с тем, если обучающийся не согласен с
участием в эксперименте, то он вправе отказаться и сдавать экзамены в традиционной форме, делает вывод прокуратура.
Скоро будет вводиться электронный "Паспорт
здоровья школьника Алтайского края". Ранее Уполномоченный по правам человека
заявил, что в Европейской конвенции о
защите прав человека и основных свобод, Конституции Российской Федерации и
других правовых актах установлен порядок, при котором частная жизнь неприкосновенна и защищена от внимания и влияния внешнего
мира. По его мнению, сбор персональных данных о детях и их семьях (в данном
случае в рамках так называемого «Паспорта
здоровья школьника») должен быть строго
добровольным. По результатам заседания рабочей группы по разработке и
адаптации данного документа в управлении края по образованию и делам молодёжи предложено осуществлять его
ведение с письменного согласия родителей учащегося (лиц, их замещающих)
либо самого учащегося при приобретении им дееспособности в полном объеме.
На основании вышеизложенного,
призываем всех сограждан принять осознанные самостоятельные решения
о личном участии (или неучастии) в
построении электронного будущего для своих детей.