Резолюция круглого стола

"Угрозы семье, детям, обществу и государству"

(г. Барнаул, 24.09.2011 г.)

по вопросам здравоохранения

 

         В ближайшее время ожидается принятие закона "Об основах охраны здоровья граждан" в предложенной Минздравсоцразвития редакции и концепции. Мы поддерживаем серьезные опасения по поводу этого законопроекта, высказываемые многими родителями и медицинскими работниками.

         Прежде всего, проект закона содержит такие недопустимые вещи, как легализация детской трансплантологии (запрещенной во многих странах из-за невозможности справиться с преступными схемами), а также определение  момента смерти человека как смерти мозга и вводит презумпцию согласия человека  на донорство внутренних органов. Введение новых критериев, по которым будет констатироваться смерть, вместо абсолютно достоверных, устанавливаемых на основании наличия  трупных изменений, и прекращение, в связи с этой констатацией, реанимационных мероприятий, позволит изымать органы из тела умирающего, но еще дышащего человека (в т.ч. ребенка) с работающим сердцем (статьи 47 и 66 законопроекта).

         Вызывают тревогу содержащиеся в законопроекте т.н. ювенальные нормы, как бы  направленные на защиту прав детей. Предусматривается возможность удержания в медицинских учреждениях новорожденных младенцев из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (дети из малообеспеченных семей, с ограниченными возможностями здоровья, с отклонениями в развитии и т.п.). Это фактически позволяет отбирать детей у родителей из-за бедности или по другим социальным показателям без каких-либо дополнительных оснований и решения суда. Также законопроект не позволяет родителям влиять на судьбу своих подростков, если им исполнилось 15 лет. С этого возраста  любое медицинское вмешательство (к примеру, аборт) становится возможным с письменного согласия только подрастающего ребенка, без какого-либо участия родителей. Наконец, в законопроекте отсутствуют  нормы о приоритете права родителей на определение порядка лечения и профилактики в отношении своих детей  (статья 54 законопроекта). 

         Среди других крайне сомнительных новаций этого документа  - положения, вводящие «регулирование» нравственно уязвимого феномена «суррогатного материнства», то есть вынашивание детей "на продажу", что, по нашему мнению, равнозначно занятию проституцией (и там, и тут присутствует факт продажи своего тела). Кроме того, проектом допускается возможность в ряде случаев производить принудительные аборты и стерилизацию женщин (статьи 55-57 законопроекта). Серьезно настораживают приоритеты законопроекта: профилактические мероприятия (конвейерная вакцинация, медицинские осмотры подростков, как правило, включающие раздачу листовок с развращающей информацией),  дальнейшее развитие планирования семьи, в своей основной части – контрацепции, идущей против провозглашаемой демографической политики руководства страны.

         Обращаем особое  внимание на то, что законопроект фактически сводит на нет понятие врачебной тайны. Эти конфиденциальные сведения (ФИО, СНИЛС, паспортные данные, анамнез, диагноз, вид, условия, сроки и объем медицинской помощи пациенту и т.д.) медицинские организации  должны будут передавать  в системы  персонифицированного учета   различных уполномоченных органов и организаций. Причем  касается это не только государственных или муниципальных, но и частных  медицинских организаций (статьи 13, 92-94 законопроекта). Таким образом, подробная информация о здоровье и лечении всех россиян   (в т.ч. детей) будет аккумулироваться в единых базах данных даже в случае обращений к частникам за плату. Это чрезвычайно угрожает свободной и безопасной жизни людей, неизбежно негативно влияет на психологический статус любого человека.

         На имеющиеся многочисленные дефекты законопроекта в его концептуальной и содержательной части указывают уважаемые и маститые медицинские работники, которые в своих документах настойчиво требуют существенной доработки практически всех статей проекта закон». Выразили протестные мнения «Пироговское движение врачей России»,  «Российская медицинская ассоциация», «Ассоциация медицинских сестер России»,  «Первая  общероссийская ассоциация врачей частной практики», «Межрегиональное общественное движение "Здоровье нации".  Подробно их позиция изложена в заявлениях, резолюциях и обращениях.

         Мы поддерживаем опасения медиков, а также общественных движений «Гражданская инициатива за бесплатное среднее образование», «Народ против реформы бюджетной сферы», «Московские родители» и «Питерские родители» о том, что принятие этого закона в предлагаемом виде является одним из средств реализации бюджетной реформы, имеющей своей целью коммерциализацию бюджетной сферы. Этот законопроект впервые вводит понятие платных услуг, отделяя их от бесплатной медицинской помощи. По мере все большего внедрения коммерческого духа  в здравоохранении усилится наблюдаемый уже сейчас регресс и упадок в традициях врачевания. Продвижение платных медицинских услуг за счет сокращения бесплатной медицинской помощи противоправно и чудовищно по своим человеческим последствиям. Оно оставляет без необходимой помощи большое количество людей, что создает реальную угрозу их жизни и здоровью. 

         Мы присоединяемся к требованиям отложить принятие законопроекта «Об основах охраны здоровья граждан» до его качественной доработки с привлечением медицинской общественности и пациентских (в том числе родительских) организаций. И на этапе оценки проекта закона, и в новых условиях функционирования здравоохранения, необходим еще один вид экспертизы - биоэтическая экспертиза.

         Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи должна  включать в себя все виды медицинской помощи всем гражданам России в полном объеме без ограничений. Медицинская помощь должна быть максимально доступной, бесплатной и качественной. Мы требуем увеличения финансирования сферы здравоохранения до 6-7% ВВП. Мы – за поднятие зарплаты всех работников здравоохранения: минимальная зарплата в данной сфере должна быть не меньше, чем средняя зарплата в сфере управления. Мы категорически против намерения Минздравсоцразвития фактически упразднить имеющуюся систему оказания такого вида медицинской помощи, как «Скорая помощь». Врач скорой помощи - это особый врач, обладающий навыками быстрой ориентации в ситуации заболеваний различного профиля и в своих разных стадиях, поэтому замена его врачами городских больниц без ущерба для оказания качества медицинской помощи населению, а в результате - риска для их жизни и здоровья, невозможно.

         Мы призываем  медицинских работников и вообще сограждан  совместными организованными усилиями остановить разрушающее реформирование здравоохранения и всей бюджетной сферы.

Hosted by uCoz